Одни наши соотечественники сдают туристические путевки, опасаясь не потянуть дорогой отдых, другие озабочены прибыльным вложением своих денег. Причин для этого предостаточно: курс рубля по отношению к доллару резко упал, нефть подешевела, а значит, в скором времени это скажется и на стоимости газа.
Аналитики уверяют: мы входим в затяжной период кризиса. В чем его причина? Ждет ли нас безработица и повышение цен? На эти вопросы отвечает профессор, доктор экономических наук Григорий ХАНИН.
Долгий кризис
— Григорий Исакович, неужели мы на пороге нового кризиса?
— На самом деле это вторая волна кризиса 2008 года, и пока она довольно небольшая. Но поскольку мир вступает в период турбулентности (еврозона в кризисе, положение США тоже не самое лучшее), то потребность в нашем сырье
и топливе, скорее всего, будет продолжать уменьшаться. Это серьезным образом скажется на нашей экономике, состояние которой практически полностью зависит от нефти и газа. Впрочем, делать какие-то прогнозы в отношении цены довольно сложно. Ведь такие политические события, как конфликты вокруг Сирии и Ирана, могут вновь повлиять на стоимость нефти.
— Не успели мы прийти в себя, как оказались на второй волне кризиса. В чем причина?
— То, что сегодня происходит, — это цепочка событий, которые продолжаются уже в течение почти пятидесяти лет. С середины шестидесятых годов, наше государство стало жить одним днем, сокращая капиталовложения и увеличивая поступления в текущие потребности — еду, одежду, машины. При этом макроэкономическая статистика этих лет, от которой во многом зависит обоснованность формирования экономического курса государства, была лживой и не показывала реальной картины.
ДОСЬЕ | |
---|---|
Григорий Исаакович ХАНИН родился 11 июня 1937 года. Доктор экономических наук, профессор НГТУ. По версии рейтинга журнала «Русский репортёр» входит в число наиболее влиятельных экономистов последнего десятилетия. |
Я занялся пересчетом динамики советской экономики еще сорок лет назад и пришел к выводу, что национальный доход СССР с 1928 по 1987 год вырос в 6,9 раза, тогда как официальная статистика говорила о росте в 90 раз. Когда же я вместе с коллегами занялись альтернативными оценками российской экономики, то обнаружили, что в период с 1987 по 2007 год в результате либеральных реформ Россия потеряла более 40% всех своих материальных основных фондов, что где-то примерно на 10 процентных пунктов превышает последствия Великой Отечественной войны. Основные фонды производственной сферы за эти двадцать лет сократились более чем наполовину. Когда такое происходит, технический прогресс замедляется, развитие науки и образования тоже, а вот уровень жизни населения может повышаться за счет огромного снижения военных расходов, капитальных вложений и высоких мировых цен на нефть, что и произошло.
КСТАТИ | |
---|---|
Как сохранить деньги в период кризиса? Поскольку курсы валют сейчас нестабильны, во избежание риска потери многие экономисты традиционно рекомендуют диверсифицировать свои сбережения - хранить деньги в разных валютах (рублях, долларах США и евро). Однако некоторые финансовые аналитики считают, что хранить деньги нужно в долларах. Ведь несмотря на все сложности, которые сегожня существуют в США, доллар только вырос. Сейчас курс доллара по отношению к рублю стал возвращаться на прежнюю отметку. Когда в третьей декаде июня он упадёт до 30 рублей, нужно срочно покупать доллары, так как уже в июле-августе кризис начнёт усугубляться. Если стоимость нефти упадёт до 60 долларов за баррель, то, возможно, доллар вырастет до 45 рублей. Что касается евро, то в условиях кризиса и возможного исключения Греции из еврозоны, от этой валюты лучше отказаться. |
В 2000 годы мы переживали этап восстановления, который опирался на имевшиеся ранее ресурсы. Однако уже 2008 году, когда рост мировых цен на топливо и сырье и спрос на них иссякли, как и резервы ресурсов, развился кризис, который может растянуться на длительный период из-за кризиса мировой экономики и слабости российской экономики.
Некоторые весьма уважаемые мною экономисты и историки считают, что он продлится до 2017 года и дальше.
Настанет безработица
— Что же будет с местными предприятиями, которые только начали приходить в себя? К примеру, сильно ли пострадало наше машиностроение.
— Думаю, что реальный сектор экономики пострадает меньше всего, а в некоторых отраслях может и вырасти. Насколько я знаю, основная часть машиностроения в Новосибирской области ориентирована на оборонные нужды. Сейчас принята грандиозная программа перевооружения нашей армии. И мне трудно себе представить, чтобы от нее отказались, учитывая тот факт, что вооруженные силы более двадцати лет почти не получали военной техники, а международная обстановка впервые действительно становится угрожающей для России. Так что новосибирское машиностроение определенно вырастет. И вероятнее всего, специалисты, занятые в реальном секторе экономики, без работы не останутся. Не думаю, что серьезно сократится производство в области сельского хозяйства и строительства. Тяжелее всего придется сфере услуг, которая стала в Новосибирской области основной. При неизбежном сокращении доходов населения для мобилизации ресурсов возрождения экономики, она должна сильно сократиться, больше всего у состоятельных слоев.
— А чего можно ожидать на рынке зарплат и цен?
— Труднее всего предвидеть динамику розничных цен. Вообще кризис приводит к их снижению из-за сокращения спроса. Но для населения важно соотношение между ценами и заработной платой, то есть реальная зарплата. В среднем она должна значительно упасть, а у низкооплачиваемых работников, наоборот, вырасти.