Примерное время чтения: 4 минуты
1097

Шахтёры в Кемерово вышли на митинг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ Сибирь 15/10/2014

Митинг, по данным правоохранительных органов, собрал на площади имени Жукова 4 тысячи человек. Люди несли в руках плакаты с лозунгами «Нет росту железнодорожных тарифов», «Рост ж/д тарифов – крах экономики Кузбасса».

Сергей Иванов, один из шахтёров, рассказал: «Зарплаты у нас невысокие, их не повышали уже два года. Начальство нам объясняет, что наш уголь дорогой, потому что постоянно растут железнодорожные тарифы. Может, пора урезать аппетиты?»

Угольные профсоюзы объявили главным врагом бедственного положения горняков повышение тарифов на железнодорожные перевозки. Между тем, как сообщили в пресс-центре РЖД, сегодня железнодорожники перевозят уголь по заниженным – специально для горняков – тарифам. На Дальний Восток его доставляют за 6 тысяч км, в основном из Кузбасса. Электростанции его покупают благодаря низким транспортным расходам.

В 2015 году железнодорожные тарифы будут индексированы на 10% – этот показатель заложен в прогноз социально-экономического развития Минэкономики России. Для угольщиков, как считают эксперты, цифра не критичная: при перевозках дальностью свыше 4 тысяч км их затраты увеличатся на 3%, свыше 6 тысяч км – на 4%. При том, что транспортная составляющая в цене угля не превышает 30–40%, это по международным меркам считается немного. В мире она в среднем составляет 50–60%.

Но российские добывающие компании имеют возможность в перспективе существенно уменьшить себестоимость своего товара. Многочисленные месторождения, открытые еще в советские годы, не осваиваются – компании не желают вкладывать в это средства. Хотя средства у них есть.

Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений, поясняет: «Рост курса доллара США на 20% при рублёвой себестоимости угля, который продаётся за границу исключительно за валюту, уже весомо увеличил доходы добывающих компаний. Так, СУЭК стала зарабатывать в три раза больше, даже «Евраз» вышел на прибыль, хотя ранее по балансу показывал убытки. Вот только инвестиции в основные фонды не выросли, а, наоборот, упали: с начала года на 2,4% (по данным официального сайта Министерства финансов РФ). Практически не покупается новое оборудование, затраты на технику безопасности, охрану труда, социальную сферу и новые технологии существенно снижены. При этом операционная рентабельность отрасли в целом составляет 16%, что на 2 процентных пункта больше лучших мировых показателей».

Часть шахтеров может остаться без работы. Фото: www.russianlook.com / www.russianlook.com

За свои права

И на зарплатах шахтёров улучшение рыночной конъюнктуры никак не сказалось, для олигархов прибыль – превыше всего. Хотя из открытых источников известно, что угольные предприятия Кемеровской области принадлежат богатейшим людям страны. Это персоны из топ-100 российского списка Forbes – долларовые миллиардеры, которые покупают себе роскошные яхты, спортивные клубы, огромные поместья и личные самолеты. Получается, что они экономят на своих работниках? Горняки пытаются защитить свои права, но не понимают, каким образом это сделать.

«Угольным профсоюзам и олигархам удивительным образом удаётся убеждать шахтёров в том, что причина всех их бед в высоких железнодорожных тарифах, – продолжает Василий Колташов. – Но даже если предположить, что тарифы оставят прежними, то положение самих горняков это всё равно не улучшит. Ведь шахты и разрезы в большинстве случаев принадлежат оффшорам, от ответственности за которые реальные владельцы – так называемые бенефициары – всегда могут откреститься, бросив горняков на произвол судьбы. Так устроен этот бизнес. В скором времени тысячи горняков могут остаться без работы. И обо всём этом не может не знать Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области».

Так кто расскажет горнякам правду о том, кто виноват в их положении?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах