УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА:
Ирина ДЗУЦЕВА, акушер-гинеколог, врач высшей категории Центра планирования семьи и репродукции.
Ирина АЙЗИКОВИЧ, главный врач Международного клинического центра вспомогательных репродуктивных технологий, генетики, гинекологии и родовспоможения, гинеколог-репродуктолог, к.м.н., член Совета Российской Ассоциации Репродукции человека.
Татьяна ОВСЯННИКОВА, заведующая центром репродуктивного здоровья ЦНМТ, гинеколог-эндокринолог, д.м.н., врач высшей категории.
Наталья ПАСМАН, директор Клиники профессора Пасман, д. м. н., профессор, врач высшей категории, заслуженный врач РФ, зав. кафедрой акушерства и гинекологии медицинского факультета НГУ.
Право на бесплатное оплодотворение
Наталья Пасман:
Критерии отбора пациентов для квотированного ВРТ достаточно четкие – и в плане показаний (женщины с непроходимостью маточных труб либо их отсутствием и мужчины с олигоспермией либо полным отсутствием сперматозоидов), и в плане жесткого соблюдения очередности. Но нередко пациенты из области, приезжая в наш центр, предъявляют далеко не весь перечень анализов. Поэтому мы дообследуем их уже в стенах нашей клиники и перепроверяем результаты спермограммы. Нередко на поверку нами выявляются различные воспалительные процессы, инфекции. И хотя есть требования, чтобы пациенты приходили пролеченные, в условиях сельской местности они не всегда выполнимы. Тем не менее хотелось бы, чтобы наши областные клиенты старались узнавать перечень необходимых анализов, а при выявлении патологий проходили необходимое лечение. Ведь по техническому заданию мы должны обеспечить не менее 40 % удачной беременности. Потому нам нужны не только точные результаты обследований, но и подготовленность пар в плане здоровья, чтобы снизить риски протекания беременности.
Критерии прогноза эффективности
Ирина Айзикович:
Первый и самый главный фактор - возраст женщины: чем она моложе, тем эффективнее проходят все мероприятия, направленные на наступление беременности. Если всех поступающих к нам женщин условно разбить на три возрастные группы, картина по возможности зачатия становится очевидна. Группа до 30 лет - наступление беременности в 70% случаев, группа 30-35 лет – уже в 30% и группа от 35 лет и старше – лишь в 5%. И это не только наш опыт, но и научные данные других центров. Важно, чтобы женщины знали об этом и обращались бы за помощью как можно раньше. Тогда мы могли бы предлагать им различные методики, не обязательно ЭКО. Ведь каждый возрастной год женщины отнимает у нее несколько процентов от возможности зачатия. Второй фактор – история бесплодия женщины. Оперативные вмешательства на органах малого таза прогрессивно уменьшают эффективность программы ЭКО. Чем больше вмешательств, тем меньше шансов забеременеть.
Наталья Пасман:
А третий фактор, что в последнее время даже у молодых супружеских пар фертильность (плодовитость) мужчины оставляет желать лучшего. Если у женщин реальный резерв обычно сохраняется до 30 лет, то к мужскому здоровью молодых мужчин должно быть пристальное внимание андрологов и тех специалистов, кто занимается проблемой ВРТ.
Есть еще и четвертый фактор - генетические проблемы и у мужчины, и у женщины, которые могут привести к отрицательному результату ВРТ. Нередко встречается прекращение деления игрек-хромосомы, несовместимость супружеской пары. В таких случаях нужно работать в тондеме с иммунологами, которые могут корректировать такие проблемы даже при 100%-ной несовместимости. В этом плане у жителей Новосибирска и области перспектив больше – ведь им территориально доступен Институт клинической иммунологии.
Татьяна Овсянникова:
На сегодняшний день даже онкологи стремятся к сохранению органа у молодых пациенток, не решивших свою репродуктивную функцию. Органосохраняющие операции на репродуктивных органах в руках гинекологов дают шанс женщине в дальнейшем реализоваться в материнстве. На основе новых научных данных о заболеваниях женских половых органов онконастроженность уступила местно здравому смыслу, и на первый план перед акушерами-гинекологами вышла задача помочь женщине решить ее основную функцию –продолжение рода. Сегодня врачи стараются оперировать максимально шадяще.
Двойняшки с первой попытки
Ирина Айзикович:
Сейчас в России удается снизить процент многоплодной беременности после ЭКО до 17 процентов. По Приказу Минздрава РФ № 67 разрешен перенос трех эмбрионов. И хотя в нашем центре мы переходим на селекцию одного эмбриона, нужно помнить, что это дает снижение эффективности на 10 %. А в тех случаях, когда это уже не первая попытка ЭКО или шансы женщины заведомо снижены, мы рекомендуем переносить 2 эмбриона.
Наталья Пасман:
Бесплодие и невынашивание часто идут рядом. И эти бриллиантовые беременности высочайшего риска требуют совершенно другого подхода: коррекции гомеостаза, гормональных, иммунологических нарушений, большого количества медикаментов. И это далеко не полный перечень. И еще: медики научились корректировать преждевременное наступление родов при многоплодной беременности. При двойне, как правило, самые ранние роды происходят в 36-37 недель. Обычно такие беременности донашиваются до жизнеспособного, зрелого новорожденных. Что касается тройни, а тем более четверни, то такие беременности нередко сопровождаются серьезными осложнениями.
Дети как дети
Татьяна Овсянникова:
Нашим малышам, родившимся после применения вспомогательных репродуктивных технологий, сейчас немного больше года. Педиатры не видят отличий в развитии «золотых детей» по сравнению с другими детьми. Со слов неонатологов, наблюдающих близнецов-четверняшек, появившихся в 31 неделю в 1-й городской больнице, они совершенно нормальные для того срока, в который родились.
Ирина Айзикович
Самой старшей нашей девочке 10 лет. Мы отслеживаем ежегодно самые различные показатели детей после ЭКО (общее, физическое, психическое развитие, даже их стоматологический статус: первые, постоянные зубы, формирование уздечки, речи). На основании анализа были сделаны доклады, в которых доказано, что ни по одному из медицинских критериев отставания у детей, рожденных после ЭКО, нет.
Финансирование ЭКО по новосибирским принципам
Ирина Дзуцева:
В Новосибирске и области много семейных простых пар, у которых легко добиться беременности ЭКО-методом. Со сложными патологиями лишь 5 %. А основная масса – это простая форма бесплодия: молодые женщины, у которых уже нет труб, и мужчины со слабой фертильностью спермы (причем среди них немало молодых). И чтобы бесплодие не стало для них приговором, им необходима финансовая поддержка государства.
Ирина Айзикович:
За рубежом такую помощь нуждающиеся получают в рамках обязательного медицинского страхования. Причем количество оплачиваемых попыток не единично: в Израиле и Германии их 3, в Англии и Голландии – 2. И попасть под такую программу там может каждый, имеющий показания. А в Новосибирске при статистике 17 % бесплодных семей лишь 48 в год имеют привилегию. Уже на сегодняшний день в ожидании ЭКО в рамках только городской программы стоит 318 супружеских пар. А пока подойдет очередь, женщина станет старше, и ее шансы на возможность зачатия снизятся.
Татьяна Овсянникова:
Федеральная программа, действующая в РФ, обеспечивает финансирование ВРТ лишь 7 женщинам в год в Новосибирске, тогда как в центрах Москвы и Санкт-Петербурга федеральными квотами обеспечены около 3-4 тысяч пар, несомненно, нуждающихся значительно больше, учитывая, что в некоторых районах России процент бесплодных пар превышает 15 % рубеж. Важно, чтобы местные государственные власти обратили внимание на этих женщин. Этот единственный шанс должна иметь каждая.
Новые методы ВРТ в столице Сибири
По мнению экспертов, революционное развитие вспомогательных репродуктивных технологий в Новосибирске в перспективе позволит добиться еще более высокой гарантии успеха тем парам, которые страдают нарушением репродуктивной функции. Особенно это касается 40-летних, которые впервые решили завести ребенка. Теперь уже новосибирские эмбриологи на базе Института цитологии и генетики выявляют не только слабую фертильность спермы, но и наличие в ней патологий. Проводится ряд научных работ по улучшению качества эндометрия. Центр лазерной медицины успешно применяет лазерную фотодинамическую терапию – и не только в лечении онкологических пациентов, но уже 3 года в лечении хронических заболеваний матки. В новосибирских прогрессивных гинекологических клиниках появляется новое уникальное оборудование. Например, позволяющее в режиме онлайн наблюдать за эмбрионами в инкубаторе, в любое время получая информацию о их развитии. А из 4-х имеющихся в России уникальных сканеров «Генетический паспорт», выявляющих до 500 патологических генов, один теперь есть и в столице Сибири. Все это дарит большие надежды бесплодным парам.