Буквально через пару лет в России запретят складировать мусор на полигонах. Регионы должны построить современные мусоросортировочные заводы и заняться переработкой бытовых отходов. Ситуация с утилизацией отходов в нашем регионе печальная. Ежегодно только мегаполис производит порядка 1,5 тонны мусора. Вокруг Новосибирска четыре крупных, но уже под завязку забитых мусором полигона. Отходы здесь просто утрамбовывают при помощи трактора. Высота слоёв ТБО достигает 20 метров, то есть 9-этажного дома. Почти каждое лето гигантские свалки начинают гореть, а ветер разносит по всей округе зловонный токсичный смог. Пожарные, как ни стараются, потушить ушедший на сотни метров в глубину огонь не могут. Так и тлеет мусор неделями. «Из всех полигонов лицензию имеет только тот, что под Академгородком, – говорит руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО Юрий МАРЧЕНКО. – Нигде нет ни весового контроля, ни элементарной защиты: опасные вещества проникают и в грунтовые воды. Я считаю, что ситуация на грани коллапса. Нужно, наконец, решить эту проблему».
На ком всё-таки риски?
Учитывая это, в региональном правительстве разработали к концессионному договору два допсоглашения. На днях заместитель губернатора Сергей СЁМКА заявил: «К мнению народных избранников мы прислушались, из допсоглашений исключили пункт о необходимости валовой выручки, смягчили многие формулировки».
Однако у депутатов как раз противоположное мнение по этому поводу – в строительном комитете Заксобрания НСО отказались одобрить документ и на этот раз. Заместитель председателя комитета Вадим АГЕЕНКО объяснил, почему: «Мы внесли в проект 24 поправки, которые значительно смягчают условия договора ГЧП. Но в новых документах из них учли только две. Правда, снизили гарантированный объём загрузки завода в Раздольном на 9%, до 720 тысяч тонн. Но в Верх-Туле объём остался прежним – 800 тысяч тонн, хотя мы предлагали сократить его на 20%. Осталось немало разночтений, которые, в частности, касаются валовой выручки концессионера».
Остались и спорные моменты. Речь идёт, в частности, о пункте «особые обстоятельства», которые могут помешать концессионеру получить выручку в полном объёме. Это и акции протеста, и случай, если концессионер не получит лицензии, и многое другое. Но в федеральном законодательстве они не предусмотрены, значит, и требовать их незаконно. Тем не менее если договор о ГЧП будет подписан, то деньги облбюджет должен будет возместить. «Новые формулировки допсоглашений не меняют их первоначальной сути, – считает депутат. – И появился очень важный пункт, по которому концессионер имеет право заключить прямое соглашение с правительством НСО. То есть он может потребовать полную компенсацию запланированной выручки. Коммерческий риск может лечь на бюджет региона. Сегодня мы не знаем, заключено на таких условиях соглашение или нет».
Депутаты приняли решение пересмотреть документ в рабочей группе, в которую входят представители правительства НСО и депутаты строительного комитета Заксобрания.