Поправки в бюджет депутаты будут отстаивать на профильных комиссиях.
Это позволит обоснованно и взвешенно подойти к обсуждению городского бюджета и даст депутатам новые возможности повлиять на его формирование.
Первый шаг на пути к реформе бюджетного процесса сделали городские депутаты. На 11-й сессии Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва они приняли решение, которое несколько меняет процедуру внесения поправок по изменению параметров бюджета, а также утвердили порядок обсуждения депутатских предложений на постоянных комиссиях и в комиссии по бюджету и налоговой политике.
Новые возможности
Изменения, предложенные в «Положение о бюджетном процессе в городе Новосибирске», утверждённое решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 750, должны дать депутатам новые возможности при принятии бюджета в первом и втором чтениях. Так сформулировала суть поправок начальник управления по правовым и экономическим вопросам Совета депутатов города Новосибирска Ольга Кондратенко.
Например, раньше в первом чтении депутаты могли дать рекомендации только по основным параметрам бюджета: доходам, расходам и дефициту. Теперь будет возможность вносить и иные предложения, связанные с любыми параметрами принимаемого бюджета. Хотя тут есть особенность, которую должны учитывать депутаты: если в предложениях предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на какую-то статью расходов, должны быть, соответственно, приняты предложения по снижению ассигнований по другим главным распорядителям бюджетных средств.
Также, как отметил председатель постоянной комиссии по бюджету и налоговой политике Кирилл Покровский, раньше у депутатов была возможность вносить конкретные поправки в бюджет только между первым и вторым чтениями.
«И, конечно, многие в силу определённой неопытности или ещё по каким-то обстоятельствам не всегда успевали это сделать, и не всегда это получалось. Внеся поправки, мы сделали первый шаг к диалогу между представительной и исполнительной властью. Мы даём возможность депутату в виде предложений вносить на соответствующей комиссии вопрос, далее он обсуждается, и рекомендации попадают в органы исполнительной власти и в так называемый пакет формирования поправок мэра Новосибирска», – отметил Кирилл Покровский.
Теперь, если инициатива депутата поддержана профильной комиссией, её направляют на заключение мэру, который обязан будет дать его в течение семи дней.
«И при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении депутаты будут видеть заключение представителей мэрии, которые обязаны аргументировать позицию», – разъяснила Ольга Кондратенко.
На пользу дела
При всём этом возможность направить предложения по формированию бюджета между первым и вторым чтениями у депутатов сохраняется.
«Главное, мы можем дискутировать по поводу целесообразности или нецелесообразности внесения поправок. У депутатов появляется больше опций для внесения своих поправок и для их обсуждения с представителями исполнительной власти», – резюмировал Кирилл Покровский.
Сомнения высказал депутат Александр Бурмистров. По его мнению, поправки депутатов всегда будут противоречить поправкам мэра. И консенсуса достичь тут вряд ли удастся.
«Любая поправка депутата противоречит не только поправке мэра, но и поправке другого депутата. Они все будут друг другу противоречить. Так устроен бюджетный процесс. Но у нас есть право, его никто не отменял: принять одну из поправок депутата в противовес поправке мэра или другого депутата. Поэтому я и выступил инициатором процесса, чтобы уйти от этого и вступить в переговорный процесс по тем или иным поправкам и предложениям, которые внесены профильными комиссиями», – подчеркнул председатель Совета депутатов Дмитрий Асанцев.
Большинство депутатов согласились, что предложенные поправки дело нужное и пойдут на пользу. А председатель постоянной комиссии по контролю за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения и член постоянной комиссии по городскому хозяйству Андрей Гудовский заметил, что для тех депутатов, которые погружаются в проблематику сразу и начинают работать ещё при формировании бюджета, а не подключаются к обсуждению на сессии, возможностей и ранее было достаточно.