Анна Ивановна Гофф уже три года живет одна — родственники умерли. Сначала она еще справлялась с хозяйством, а в последнее время стало совсем тяжело. Окна помыть — проблема, починить сломавшийся холодильник — непосильная задача. В преддверии 9 Мая увидела Анна Ивановна объявление: пенсионерам в честь праздника предлагали бесплатную помощь по хозяйству.
После звонка пришла к старушке очень обаятельная женщина. За уборкой сотрудница «агентства добрых услуг» разговорилась с хозяйкой, и Анна Ивановна выложила ей все про свою трудную одинокую жизнь. «Так вы заключите договор ренты — будут за вами ухаживать, да еще и деньги платить», — посоветовала женщина.
Отказаться сложно
По заключенному договору частное агентство, в котором, как оказалось, работает «добрая фея», перечислило на счет Гофф единовременную выплату в размере 40 тысяч рублей и обязалось выплачивать ежемесячно порядка 4 ты
сяч рублей. Также было оговорено, что сотрудница фирмы будет регулярно приходить к бабушке, приносить продукты и выполнять хозяйственные дела.
Платежи действительно поступали, а вот особой заботы Анна Ивановна не ощутила. Да еще от приятельницы услышала, что в другом агентстве и выплаты побольше, и забота получше. Однако расторгнуть уже заключенный договор оказалось непросто. Анна Ивановна подала на агентство в суд, но рентодатель предупредил, что ничего у нее не выйдет и посоветовал «не вонять».
Теперь Анна Ивановна опасается, что или ее увезут в деревню Дорогино, про которую среди обывателей ходят ужастики — мол, «черные риелторы» переселяют туда стариков, «зажившихся» на своих квадратных метрах, — или на скорой помощи, которую приходится вызывать частенько, приедет подсадной доктор…
Все юристы сходятся во мнении, что договор пожизненной ренты — самая рискованная сделка с недвижимостью. С тех пор как в 2002 году отменили обязательное лицензирование этого вида деятельности, в сфере договоров пожизненной ренты процветают обман и криминал.
Сегодня заключением договоров ренты может заниматься любой риелтор или агентство недвижимости. При этом в 50% случаев агентства недвижимости выступают посредниками между частными лицами, а в 50% сами становятся рентодателями и впоследствии реализуют квартиры стариков. Кроме того, существуют частные агентства, которые занимаются только оформлением рентных отношений. При этом рентодателем выступает юридическое лицо — агентство.
Стариков все больше
По словам руководителей агентств недвижимости, количество договоров ренты между частными лицами с каждым годом растет. Желающих приобрести квартиру пусть с отсрочкой, но по цене, значительно ниже рыночной, достаточно. Одиноких стариков тоже все больше.
По данным УФРС Новосибирской области, средний возраст пожилых людей, с которыми заключают договоры пожизненной ренты частные агентства, — 70 лет. Практически все подобные договоры действуют не более года: по прошествии этого времени рентополучатель умирает, а рентодатель продает его квартиру.
Впрочем, рискуют не только одинокие старики, но и те, кто берется за ними ухаживать в обмен на жилплощадь. Рентополучатель может обратиться в суд и потребовать расторгнуть договор ренты. В законе сказано: «При существенном нарушении плательщиком ренты своих обязательств получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества». Хотя, согласно судебной практике Новосибирска, только 2% договоров ренты расторгается в судах. При этом не было ни одного случая, чтобы суд выиграл рентополучатель.
Председатель правления одной из риелторских корпораций Григорий ПОЛТОРАК предостерегает всех участников подобных сделок от распространенной ошибки:
— Люди часто полагают, что риелтор несет ответственность за добропорядочность другой стороны договора, в то время как он такой ответственности на себя не принимает.
Григорий Полторак считает договоры пожизненной ренты социально ответственным видом бизнеса, который нуждается в контроле со стороны государства.