Почему не было альтернативы?
Инициаторами организации слушаний в Общественной палате по масштабному проекту стали депутаты Горсовета Новосибирска. Напомню, сейчас в мегаполисе по транспортной схеме Генплана уже должно быть шесть взаимосвязанных кольцевых автотрасс, несколько хордовых переходов и 7 автомобильных мостов. Но в жизнь удалось воплотить лишь малую часть планов, поэтому мегаполис задыхается в ежедневных пробках, а те переправы, что есть, перегружены почти в два раза. Тот самый мост, о котором сейчас идёт речь, как говорят эксперты, был запланирован ещё в 1965 году. Один из разработчиков Генплана города 2007 года Михаил Ельский сообщил, что К мосту уже построены подъездные пути – это улицы Ипподромская и Станционная, с выходом на федеральную трассу. Именно поэтому для четвёртой, центральной переправы выбрали это место.
Подходы к ней на левом берегу начнутся в створе ул. Станционной, на правом – от ул. Большевистской. Самые сложные транспортные узлы развяжут две многоуровневые развязки. Одна – на площади Южная (правобережье): отсюда часть общественного транспорта уйдёт с Красного проспекта на Ипподромскую, вторая – на площади Труда и Энергетиков (левобережье).
Напомню, что этот проект уже одобрил Минтранс РФ, региону обещают выделить 26 млрд рублей. И сейчас нужно быстро принять решение: будет Новосибирск строить этот мост или федеральные деньги уйдут в другой регион.
Выбираем из двух зол
Кстати, ежегодные вложения в капстроительство Новосибирска – 1,9 млрд рублей. Понятно, что без федеральных вложений никаких масштабных проектов мегаполису не видать. Но и депутаты, и общественники говорили, что «выбираем из двух зол». Депутат горсовета Игорь Саловнапомнил, что ещё при первом рассмотрении в 2014 году задавали вопрос: почему рассматриваем единственный вариант, когда другие могут быть более эффективными? Например, в пойме Матвеевки, в створе ул. Дуси Ковальчук. Общественник Владимир Кириллов считает, что мост через Обь в районе Нижней Ельцовки позволил бы завершить кольцевую дорогу вокруг мегаполиса и вывести весь транзитный транспорт из Академгородка. Но всё это время местная власть, никого не слушая, продавливала единственный вариант. И всё-таки депутатам Заксобрания удалось многое сделать: снизили сметную стоимость строительства с 95 млрд рублей до 47 млрд, минимальный гарантированный доход концессионера – почти на треть. Дело в том, что изначально был утверждён трафик платного проезда по мосту 120 тысяч машин ежедневно, позже его снизили до 85 тыс. А разницу, если трафик будет меньше, гасит концессионеру облбюджет. «И хотя есть много вопросов, в том числе и к технологии строительства, но отказаться от проекта нельзя, потому что это ещё и репутационный ущерб нашей инвестиционной политике».
Масштабный проект принесёт с собой и новые рабочие места, и налоги, и оживление строительной сферы. Кроме того, НСО в Сибирском федеральном округе сейчас только на 6 месте по привлечению инвестиций. На первом – Красноярский край, который сумел привлечь 200 млрд рублей, а НСО – лишь 39 млрд рублей. Председатель Горсовета Новосибирска Дмитрий Асанцев считает: «Строительство 4-го моста в Новосибирске с учётом изменений, которые были предложены, необходимо». Участники обсуждения пришли к выводу: поддержать проект.
Решать должен народ
Заместитель председателя Заксобрания НСО Андрей Панфёров:
– Позиция депутатского корпуса такова: четвёртый мост мегаполису необходим. Нужно развивать дорожную сеть, город. Этот мост – стратегический объект. Если мы сейчас упустим шанс его построить, то в ближайшем будущем у нас четвёртого моста не будет. Хотя к этому проекту много вопросов, но отказываться от федеральных денег не просто близоруко, а преступно. Но в будущем, чтобы не было пересудов, нужно разработать алгоритм обсуждений масштабных проектов с депутатами и общественностью, чтобы решения не зависели от личностей».