Новосибирская область занимает третье место в России по числу открытых вакансий для учителей, не хватает 1600 педагогов — в основном в селах. Частично восполнить дефицит кадров взялась программа «Учитель для России» и ее стратегический партнер в регионе – Группа «Сибантрацит». С 2020 по 2025 год по программе приедут работать в школы сел и малых городов 130 человек — люди разных профессий, отважившиеся сменить сферу деятельности и посвятить себя детям. Первый учебный год позади. Каковы его итоги, выяснял «АиФ-Новосибирск».
«Учитель для России» - это уникальная программа, которую реализует благотворительный фонд "Новый учитель". Программа предлагает альтернативный вход в профессию учителя для специалистов из разных сфер, а также обучение и поддержку участников в течение двух лет.
В Новосибирской области с прошлого года программу поддерживает группа «Сибантрацит». Первый этап программы рассчитан на пять лет. На обучение и поддержку 130 педагогов «Сибантрацит» выделит 145 миллионов рублей. В прошлом году по программе учителями стали 30 человек, почти все они успешно прошли испытание школой и готовы продолжат работать в селах и в следующем учебном году.
«Новосибирская область — первый дальний регион программы, самое сложное было начать этот путь. Благодаря общим усилиям команды и поддержке партнеров наши участники-учителя вышли в классы в девяти школах области. Впереди ещё более амбициозные планы, ещё сорок учителей от программы будут вдохновлять детей в школах»,— рассказала региональный директор программы в Новосибирской области Ирина Ануфриева.
Чем запомнился первопроходцам этом учебный год, каково это — оставить прошлую жизнь и стать сельским учителем? АиФ-Новосибирск узнал у новоиспеченных педагогов.
Екатерина Юдина: «На творчество вдохновляют дети»
Екатерина по профессии банкир, но всегда хотела работать с детьми. Такая возможность появилась в 2017 году — девушка уехала в Литву волонтером в детский дом. Отработав там год, поняла: заниматься малышами — ее призвание. Вернувшись в Новосибирск, Екатерина три года посвятила обучению детей английскому в частной языковой школе. В сентябре 2020 года начался новый жизненный этап, ради которого пришлось сменить мегаполис на маленький поселок. Екатерина стала учительницей начальных классов в школе на станции Евсино.
В селе — другая система ценностей, философия жизни. В нее погружаешься и влюбляешься. Переезд в Евсино был самым правильным решением, призналась Екатерина. Вскоре это подтвердилось — бывший банкир победила в районном этапе и стала лауреатом областного этапа конкурса «Учитель года». Уникальный едва ли не исключительный в педагогике случай.
За год работы учитель года Искитимского района придумала несколько интересных проектов для ребят разных возрастов. Один из них — чтения по ролям книг писательницы Туве Янссон о муми-троллях.
«Осенью мы с коллегой Миленой Михиной решили читать с детьми книги про муми-троллей. Милена организовала чтения в беседке на аллее у школы, и мы начали с мемуаров муми-папы. Все были в восторге от такого формата: свечи, уютные пледы, тёплый чай и чудесные истории. Даже прохожие заслушивались и оставались с нами»,— рассказала Екатерина Юдина.
С книжных страниц герои книг перекочевали на стены школы. Их в рекреации начальных классов учительница вместе с детьми разрисовывала три дня. Теперь там, как в Муми-доле, поселились сказочные существа. И число настенных жителей будет расти.
На творчество учительницу вдохновляют дети. «Каждый урок уникален. Это большие затраты энергии. Самое сложное — уловить тот момент, когда ты вот-вот выгоришь. Поймать это состояние и переключиться — на сон, спорт, книги или общение c друзьями. Такая перезарядка работает на все сто! На утро я вновь готова учить и учиться»,— поделилась участница программы «Учитель для России».
Вячеслав Горев: «В любой ситуации выбирайте себя»
До учительства Вячеслав Горев организовывал путешествия — экстремальные туры для предпринимателей. Но в 2020 году началась пандемия, и Вячеслав лишился заработка. Решил, что другой возможности осуществить давнюю мечту — стать педагогом — не будет. Так попал в программу и приехал работать учителем географии и информатики в село Белово Искитимского района.
«Работа с детьми прокачивает, заставляет анализировать и менять установки. Это интересно, хоть и непросто. За год главный вывод — нужно выбирать себя и не идти на компромиссы. Изначально я хотел преподавать историю, а не географию и информатику. Но пришлось сделать выбор»,— делится Вячеслав Горев.
С детьми у нового учителя сложились теплые отношения. Но часто с ребятами бывает сложно — рождаются споры, у кого-то — обиды. Хороший педагог обязан контролировать свои эмоции, не срываться на детях — это, по словам Вячеслава, самое трудное. Надо полюбить каждого. И открыть для каждого целый мир.
«Мне пришла идея, что будет здорово, если дети из деревни начнут получать открытки из разных уголков Земли. И я опубликовал у себя в "Инстаграме" объявление — предложил подписчикам отправить школьникам открытки и рассказать о том месте, где они живут. Откликнулось очень много людей, и письма стали приходить со всех континентов, кроме Антарктиды»,— рассказал Вячеслав.
Поначалу дети боялись оставлять свой домашний адрес и отказались участвовать. Но когда им пришли открытки на адрес школы, ребята обрадовались. Одна девочка даже написала ответ. Послания в маленькое село Новосибирской области шли из разных уголков света подолгу, на путь весточки с Бали ушло полгода. Но это того стоило! Даже те, кто еще не ощутил прелесть задумки, забрали открытки домой. Возможно, спустя годы кто-то из них случайно найдет запылившуюся открытку в шкафу. Вдохнет аромат карточки, преодолевшей континенты и океаны. Вдохновится энергией незнакомца, много лет назад вложившего свою энергию в крохотную картонку. И решит навсегда изменить свою жизнь — открыть для себя огромный мир возможностей.
Алла Иванова: «Дети сделали меня лучше»
«Зачем мне другой язык? Мы всю жизнь так и просидим в своем Искитиме»,— Алла Иванова часто слышала это от детей год назад, когда только пришла работать в школу №14 Искитима учительницей английского. Во многом благодаря ее проекту ребята начали верить в себя. В то, что все двери открыты не только детям из больших городов.
«У детей не было мотивации. Говорили, что у них всего три пути после школы — служба по контракту, завод и колледж в Линево. Моей главной мотивацией стало доказать им, что есть другая жизнь, причем всего в часе езды на электричке. И эта жизнь дает возможность стать тем, кем ты всегда мечтал. По себе знаю — сама из маленького города»,— делится Алла Иванова.
Алла Иванова устроила для восьмиклассников экскурсию в офис компании 2ГИС. Ребята полностью погрузились в кипящую жизнь современного офиса, узнали, как работают сотрудники сall-центра, отдела картографов, маркетинга и других. Многие ученики впервые увидели Новосибирск и остались довольны поездкой. Разговоров о безвариативном будущем в родном городке стало меньше.
Алле нравится новая работа. С детьми она быстро нашла общий язык. Особенно учительница любит хулиганов — они не боятся идти против системы, которая, по словам Аллы, не всегда верна. Даже если рассматривать работу учителя.
«Много бесполезной бумажной волокиты. На это уходит много времени и ресурсов. Нагрузка на учителей большая, я не представляю, как коллеги работают 30–40 часов — не остается сил, чтобы индивидуально подходить к детям»,— считает новоиспеченный педагог.
Несмотря на трудности, Алла намерена и дальше открывать мир для своих подопечных. В планах — экскурсии в другие новосибирские компании и знакомства детей с интересными людьми.
«Работа с детьми многое мне дала. Я выросла, начала лучше понимать других и себя. С нами, участниками программы, работают потрясающие специалисты — методисты, коучи и психологи. Учат не только давать знания детям, но и быть их наставником, старшим товарищем»,— рассказала Алла.
«Мысли вслух»: искренние диалоги о важном
«Мысли вслух» — еще один проект, что родился и состоялся благодаря программе. Участники программы «Учитель для России» организовали для детей конференцию, где каждый ребенок мог поделиться с широкой аудиторией своими мыслями и идеями. Балом правила искренность.
Ребята без стеснения говорили на важнейшие темы. Переплелось все — любовь, дружба, равноправие, экология, экзамены, путешествия, кино. Мог высказаться каждый. И все делали это без стеснения — настолько доверительные отношения сложились между детьми и новыми учителями.
«Я рассказал, что планета — это наш общий дом. Что нельзя загрязнять планету, и вскоре люди будут жить в мусоре, если будут дальше загрязнять ее»,— поделился 10-летний Алексей из Искитима.
«Я рассказала про профессию воспитателя. Воспитателем быть непросто, нужно следить, чтобы каждый ребенок был доволен, уходил с улыбкой»,— поделилась 13-летняя Ангелина из Черепаново.
Мероприятие стало поводом оценить достижения новоиспеченных педагогов. Директора образовательных учреждений региона сошлись во мнении: для участников программы работа в школе — не просто профессия. Это призвание.
«Подобралась такая работоспособная команда и при этом, несмотря на их молодость, я вижу, что люди серьёзные, они понимают свою ответственность перед детьми, перед родителями, перед школой, в принципе, перед государством»,— рассказала директор школы станции Евсино Евгения Денего.
«То желание, с которым учителя приступили к работе, энтузиазм, горящие глаза — очень ценны для нас, потому что мы видим живую заинтересованность в педагогическом труде. Несомненно, для педагогического коллектива — это является важным, мотивирующим моментом»,— поделилась директор школы №9 Искитима Светлана Коломникова.
В новом учебном году программа «Учитель для России» при поддержке «Сибантрацит» подготовит и направит в сельские школы Новосибирской области еще 40 новых педагогов.
Группа «Сибантрацит» — крупнейший в России производитель металлургических углей, мировой лидер по выпуску высококачественного антрацита. В группу входят ведущие угольные компании Новосибирской области — АО «Сибирский Антрацит» и ООО «Разрез Восточный», крупный производитель угля в Кемеровской области ООО «Разрез Кийзасский».