Мошенники звонят пенсионерам и говорят, что им полагается единовременная денежная помощь от государства. Чтобы её получить, нужно оплатить почтовый перевод. «АиФ на Оби» спешит предупредить своих читателей.
Жительница Новосибирска Раиса Соколова прислала в редакцию письмо, в котором описала свои злоключения.
Зазвонил телефон
В один далеко не прекрасный день у неё зазвонил телефон. Приятный женский голос представился сотрудницей пенсионного фонда и сообщил, что Раисе Максимовне положена единовременная помощь от государства в размере 320 тыс. руб. «Вам должно было прийти уведомление в виде синей карточки», – щебетал голос.
Когда пенсионерка ответила, что никакого уведомления ей не приходило, на том конце провода сказали, что это серьёзно усложняет ситуацию, поскольку все другие пенсионеры уже получили помощь и нужно поторопиться. Иначе предназначенные сибирячке деньги спишут, и она их уже никогда не получит. «Я проконсультируюсь с управляющими банками в вашем районе. Возможно, через какой-нибудь из них вы сможете получить перевод».
Через некоторое время собеседница из «пенсионного фонда» перезвонила и назвала отделение коммерческого банка недалеко от дома пенсионерки. «Туда нужно пойти и перечислить на такой-то счёт 9 тыс. руб. Это – оплата услуг за перевод денег. Поторопитесь, а то опоздаете».
Теперь пожилая женщина сама себе удивляется: отправила 9 тысяч «на деревню дедушке» и только после этого поняла, что её обманули.
Поторопитесь, а то опоздаете
Как рассказали в пресс-службе Сибирского ГУ Банка России, схема «денежная компенсация» остаётся одной из самых распространённых схем социальной инженерии. Мошенники создают для потенциальной жертвы стрессовую ситуацию и требуют быстро принимать решение, пока человек не опомнился. Воздействуют на психику через слабости – страх, растерянность, стремление к лёгкому обогащению. В результате человек сообщает информацию, которая позволяет похитить деньги со счёта, или сам их переводит.
Как выглядит схема? Мошенники представляются сотрудниками Банка России, прокуратуры, суда, министерства здравоохранения, финансов или других учреждений и предлагают денежную компенсацию. Чтобы получить большую сумму, нужно расстаться с маленькой – предварительно оплатить «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат». В надежде люди переводят деньги на указанный номер счёта. Также мошенники могут звонить потенциальной жертве, отправлять сообщения и даже письма.
Одна из уловок мошенников – создать дефицит времени, когда решение нужно принять «здесь и сейчас». Поэтому если неизвестные вынуждают действовать быстро и не оставляют времени на проверку, следует насторожиться.
Если деньги украли с карты, нужно сразу позвонить в банк и сообщить о мошеннической операции. Затем в течение дня необходимо прийти в банк лично, запросить выписку по счёту и написать заявление о несогласии с операцией. При этом экземпляр заявления с отметкой банка о приёме лучше сохранить. Далее нужно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении.
Адвокат Новосибирской областной коллегии адвокатов Ольга Картушина:
– К сожалению, пожилые люди часто становятся жертвами мошенников, представляющихся сотрудниками пенсионного фонда, центра социального обслуживания и прочих подобных структур. В данном случае, если потерпевшая обратится в полицию, есть шансы найти мошенников по банковскому счёту, на который она отправляла деньги. По требованию полиции банк обязан будет предоставить эти сведения.