Неужели скоро исчезнет уродливый скелет высотной недостроенной гостиницы, что стоит на главной площади левобережья уже более 40 лет?
С советских времён
Площадь Маркса – конечная станция метро, поэтому её ежедневно пересекают сотни тысяч жителей левобережья Новосибирска, пересаживаясь на наземный пассажирский транспорт. Но благоустроенной её не назовёшь. Здесь уже почти полвека возвышается 20-этажный каркас памятника долгострою. Картину под названием «Худшее место мегаполиса» до недавнего времени дополнял ещё и пятиметровый металлический забор. Нынешним летом его наконец-то снесли, что доставило немалую радость новосибирцам.
«Этот гигантский забор будто нависал над магистралью, без него тут даже дышать легче стало, – говорит Наталья Савушкина. – Но осталась зиять окнами убожества эта недостроенная гостиница. Неужели наш город не достоин того, чтобы хоть на его площадях навели порядок?»
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть объявил о том, что здесь будет красивый зелёный уголок. Недавно даже посадили несколько елей.
Напомним, что строительство двадцатиэтажного здания гостиницы «Турист» на площади им. Карла Маркса начали в далёком 1970 году. Параллельно началось строительство точно такой же гостиницы «Новосибирск» только в 24 этажа на площади Гарина-Михайловского, напротив главного железнодорожного вокзала. В те времена зданий выше 9-го этажа в Новосибирске не было. Поэтому горожане с придыханием наблюдали за возведением столь грандиозных проектов. Но вскоре обе стройки остановились. Писатель Сергей Баландин в одной из своих книг писал: «В 1975 году был завершён монтаж каркаса здания и навешены на всю высоту сооружения наружные панели стен, но отделочные работы не велись долгое время».
По городу тогда ходили разные слухи. Говорили, что проектировщики и строители ошиблись – почва под высоткой под её тяжестью осела, и здание перекосило. По другим слухам, стройку якобы заморозили по указанию военных. С такой высоты открывался вид не только на вокзал Новосибирск-Главный, но и на все технические здания и подъездные железнодорожные пути. Между тем в Новосибирске было множество предприятий оборонной промышленности, продукцию которых отправляли именно по железной дороге. Но через 10 лет стройка неожиданно ожила, и в 1985 году гостиницу, которая носит имя города, наконец, сдали.
Сестра-близнец
И хотя к этому времени, как утверждают некоторые архитекторы, проект успел устареть, новосибирцы гордились высоткой, называли её «нашим сибирским небоскрёбом». Действительно, ещё долгие годы, вплоть до нулевых годов, 24-этажная гостиница была самым высоким зданием мегаполиса.
А вот судьба её сестры-близнеца на площади Маркса оказалась совсем несчастливой. Она была объектом, который, наоборот, всё время ругали. Почему её не достроили?
Хранитель фондов Музея истории архитектуры Сибири Сергей ФИЛОНОВ утверждает, что просто не хватило средств на материалы: «Бухгалтеры ошиблись в расчётах. Чтобы сэкономить, здание планировали возвести силами заключённых (в советское время на многих стройках работали осуждённые. – Ред.) Земельный участок даже огородили забором с колючей проволокой. Но грянула перестройка, и цены выросли. И вновь «заморозили» объект».
И вот на днях мэр Новосибирска заявил, что, возможно, долгострой скоро снесут.
«Предположить, что из этой конструкции что-то получится, уже сложно, в скором времени и техническое состояние здания будет вызывать опасения, – пояснил градоначальник. – Придётся принимать решение о сносе. Сейчас ведутся переговоры с собственником. Кстати, он собирался разобрать долгострой ещё в 2015 году, но из-за кризиса сроки сместились. Надеемся, в следующем году мы решим эту проблему».
Необходимо обследовать
Директор новосибирского строительно-экспертного бюро Виктор Конов:
– Железобетонные конструкции этого объекта были рассчитаны на 150 лет. Поэтому сносить не целесообразно. Да к тому же опасно. Каким способом? Во всём мире высотки сносят направленным взрывом. Но к этому недострою прилегают в непосредственной близости торговые центры. Зачем их возвели – непонятно. Но из-за этого проблема сноса серьёзно усложнилась. В любом случае необходимо сначала провести комплексное строительно-техническое обследование, а потом уже принимать решение.