Сегодня нуждающимся в помощи россиянам гарантированные социальные услуги по закону может оказать только государственная служба соцзащиты. Эксперты уже давно высказывают сомнения по поводу эффективности такой модели.
О какой поддержке нуждающихся может идти речь, если до 40% всех средств, выделенных из бюджета на соцнужды, идет на содержание аппарата чиновников, а значительная часть сотрудников — более полумиллиона занятых в соцсфере — озабочена работой с бумагами, а не с живыми людьми?
Изменения назрели давно. Но принесут ли они пользу, если просто приложить новый закон к нынешней закостенелой системе?
О деньгах
В новом законе прописали единый перечень услуг, которые все регионы обязаны будут оказывать бесплатно (совсем без оплаты — тем, чей доход ниже определенной планки, остальным нуждающимся — за небольшую стоимость). Но хватит ли у регионов на это средств?
Одновременно с подписанием закона о соцобслуживании следует принять и законодательные акты о дополнительных доходах для этих бюджетов. Тарифы на платные допуслуги будут утверждать на местах. Цены не должны быть произвольными. В законе нужно прописать условия расчета стоимости услуги, чтобы она была необременительна для человека.
О людях
Впервые в законе появится конкретный перечень тех, кто может рассчитывать на помощь государства бесплатно. Но важно не просто переписать все категории, а проанализировать, какая поддержка нужна каждой из них. Сейчас матерям-одиночкам с детьми-инвалидами не положена доставка продуктов на дом: мама здорова, значит, для нее до магазина дойти не проблема. Да, но только отойти от ребенка она не может!
Чтобы доказать, что тебе действительно необходима помощь соцработника и ты не в состоянии за нее заплатить, у нас надо пройти семь кругов бюрократического ада. Многие нуждающиеся только из-за этого не обращаются за госпомощью.
В Нидерландах такую работу наладили по принципу одного окна: состояние гражданина видит участковый врач, который направляет запрос в муниципалитет и рекомендует уход, нужный этому конкретному человеку.
О заботе
Качество соцуслуг часто оставляет желать лучшего. Из-за того что у этой госструктуры нет конкурентов, она не желает меняться, совершенствовать работу. Государство должно обеспечивать право граждан при необходимости воспользоваться соцуслугами, строго следить за их качеством.
А выполнять работу (гораздо качественнее) могут и другие организации. Пора допустить в соцсферу некоммерческие структуры и социально ответственный бизнес — это есть в законопроекте.
Однако документ предполагает, что соцуслуги, выиграв конкурс, может оказывать любая негосударственная организация. В той же Франции есть 4 лицензированные компании,имеющие право обслуживать пожилое население.
Поступит жалоба от гражданина на их работу — организацию могут запросто дисквалифицировать, а на ее место придет другая, но только доказавшая квалификацию. Нельзя допустить, чтобы у нас к этой работе допустили компании без доказанной квалификации, без опыта работы!
Необходим общественный контроль, чтобы у чиновников не возникло соблазна создать под это свои «карманные» компании. Иначе мы получим распил бюджетных денег, а граждане останутся без соцзащиты.