По словам министра здравоохранения области Ольги Кравченко, в нашем регионе отмечается высокий уровень суицидального риска. В связи с этим даже планируется открыть сеть дополнительных кабинетов кризисных состояний. О том, почему сложилась такая ситуация в обществе, рассказывает
врач-психотерапевт, суицидолог Сергей ГРЕБЕНЮКОВ.
Синдром Тома Сойера
— Волна самоубийств среди молодежи наблюдается практически в начале каждого века – и двадцать первый век не стал исключением. Почему это происходит?
— Начало века – это часто время перемен, когда старые ценности потеряли свою значимость, а новые еще не появились. Рано или поздно сформируются глобальные игры - игра в национальную идею, в богатство, в успешность, в «я люблю родину». Тогда все будут воспринимать успех как позитивный стимул. А сейчас игры еще сырые – молодежь видит, что честных путей к успеху нет, что любовь к родине часто неоправданна, потому что родина предает. В результате они не включаются в предложенные им игры, а начинают придумывать свои. А что может затронуть сильнее чем любовь, смерть, жизнь?... Эти вечные ценности и становятся предметом игры.
— Почему всплеск суицидов происходит именно в подростковом возрасте?
— Действительно, в нашем обществе суициды чаще всего встречаются в возрасте от 13 до 20 лет. Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется желаний, которые ему хочется удовлетворить. С каждым годом возникает все больше проблем, а для их решения не хватает ни сил, ни знание, ни жизненного опыта. При этом на поверхности оказываются такие легкие решения, как психануть, разбить чашку, уйти из дома или покончить жизнь самоубийством. Согласно нью-йоркской классификации, цель любого суицида – это, прежде всего, решение проблемы. Подростку кажется, что это приемлемый выход из ситуации, он не осознает, что после этого акта жизнь прекратится. Ему кажется, что вот родители будут переживать, друзья поймут, любимый вернется… а он потом раз, и появится откуда-то!
Какие ошибки в поведении взрослых могут подталкивать ребенка к суициду?
Самая частая ошибка, это когда взрослые – родители, педагоги - не воспринимают всерьез проблем ребенка. Ну, подумаешь, прыщик на носу вскочил, у всех бывает. А ведь для девочки это трагедия! Она тут же выстраивает себе логическую цепочку – я стала некрасивой, меня никто не полюбит, у меня не будет семьи, я не реализовала себя как женщина… из-за прыщика. Взрослым кажется смешно, а ребенок мыслит именно в таком масштабе, потому что подростковый максимализм проявляется и в реакции на неприятности.
Как правильно можно отреагировать на ту же проблему с прыщиком? Самое главное – не лицемерить, мол, ничего, незаметно – для ребенка это равносильно непониманию проблемы. А честно сказать – да, прыщ, большой красоты он тебе не прибавил, но давай подумаем, что можно сделать? Использовать косметические средства, чтобы избавиться от него, замаскировать. Объяснить, что это нормальный процесс взросления. То есть отнестись к проблеме серьезно, предложить пути решения.
Убийственный шоу-бизнес
— Правда ли, что СМИ, шоу-бизнес могут повлиять на склонность к самоубийствам?
— Суициды являются очень мощным брендом, раскрученным товаром. Выпускаются значки, повязки, майки с надписями, посвященными теме ухода из жизни, создаются музыкальные произведения, клипы – все на чем можно сделать деньги. Когда подросток слышит красивую песню о самоубийстве, он может подумать – я умру, и мне тоже посвятят прекрасную песню, как это романтично. Задача взрослого объяснить подростку, что физической смерти нет никакой красоты, а в результате будет только холодный вздувшийся труп, плохо пахнущий в луже собственных испражнений…
В то же время самоубийства часто происходят и в глубинке, где влияние массовой культуры гораздо слабее. В моей практике был случай, когда пришлось разбираться с самоубийствами двух подростков в глухой деревне. Ребята превратили свой суицид в настоящий ритуал – несколько недель готовились, сделали подарки всем сверстникам, попрощались с родителями – правда, те этого не поняли. А потом пошли и повесились в сарае. Поэтому все же основной причиной самоубийств у подростков остается отсутствие понимания со стороны взрослых людей и общества.
Выйти из рамок!
— Почему у молодежи популярны, так называемые, парные или групповые суициды?
Дело в том, что у подростков при встрече с проблемой, с кризисом нет тех механизмов защиты, которые присутствуют у людей более старшего возраста. Взрослый человек уже чего-то достиг в жизни, имеет свои ресурсные позиции, состояния. Даже если он сталкивается с неудачей, он может напомнить себе, что у него есть дом, супруг или супруга, квартира, машина, зарплата, хобби. Это помогает ему преодолеть кризис. А у ребенка таких ресурсных состояний очень мало – любовь родителей, друг, любимое животное – по пальцам можно перечислить его точки силы, глядя на которые он может понять, что у него все хорошо и есть смысл в жизни. И вот среди этих ресурсов дружба часто оказывается самым главным – с родителями могут быть проблемы, любовь в юном возрасте очень неустойчива… А перед дружбой все остальное меркнет. Как реагирует подросток, когда близкий друг говорит, что хочет свести счеты с жизнью? Часто он отвечает – а как я буду жить без тебя? Мы с тобой столько пережили и этот мир без тебя мне не нужен. Это же определенный романтический жест – расстаться с жизнью в доказательство дружбы…
— Есть ли проблемы общественного, социального масштаба, которые подталкивают молодежь суициду?
Наше общество постоянно навязывает рамки – чтобы считаться привлекательным, нужно иметь определенный тип внешности, понятие престижа, моды тоже жестко регламентированы. Соответствовать всем требованиям, которые нам выдвигает мир, очень тяжело, практически невозможно. Взрослый человек понимает относительность требований, а у детей это осознание не сформировано. Ему кажется, что если он не такой, не оправдывает ожиданий общества, значит его никто не примет, и смысла в жизни нет. Задача взрослых – помочь молодежи осознать условность требований общества, научиться спокойно относиться к рамкам и не стремиться соответствовать всем ожиданиям окружающих. Помогите человеку преодолеть страхи перед навязанными критериями, и это станет стоп-краном для срывов и внутренних кризисов, которые могут приводит к суицидам.
ДОСЬЕ:
Сергей Васильевич Гребенюков – практикующий врач-психиатр, суицидолог, нарколог. Работал специалистом службы медицинской профилактики Новосибирской области, занимался разработкой программ по профилактике наркомании и алкоголизма среди молодежи.