В новосибирских хранилищах истории представлены уникальные экспонаты, взглянуть на которые будет интересно каждому. Вот лишь несколько примеров «единственного и только у нас».
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Здесь находится скелет самки мамонта, которую в музее любовно называют Матильдой. Жила она около 26 тысяч лет назад и дожила до очень почтенного возраста — 60–70 лет.
Найден в 1940 году, место находки — Коченевский район, село Вахрушево. Полный скелет — находка действительно уникальная. Обычно кости погибших животных растаскивают хищники, а затем еще и вешние воды разносят их на далекое друг от друга расстояние.
Рядом с селом протекает узкая речка Оеш. Как-то игравшие на ее берегу деревенские ребята заметили торчавший из земли большой темный рог. Учительница сказала, что это бивень мамонта, и сообщила о находке в Новосибирск. Уже через несколько дней в Вахрушево приехали ученые и начали раскопки.
После извлечения на свет скелет был перевезен в Новосибирск. Во время Великой Отечественной войны кости, специально упакованные, хранились в различных учреждениях города. А в 1974 году группа ученых-добровольцев взялась смонтировать скелет целиком. Работа заняла несколько месяцев. Между собой они называли мамонтиху Мамонтильдой, позднее это прозвище превратилось в Матильду.
МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ
Летом 2009 года из локомотивного ремонтного депо Барнаула в коллекцию Музея железнодорожной техники имени Николая Акулинина на станции Сеятель поступил уникальный экспонат — одна секция тепловоза ТЭП80, ранее находившегося в опытной эксплуатации локомотивного депо г. Великие Луки Октябрьской железной дороги. На этом локомотиве машинистом А. Маекевичем 5 октября 1993 года был установлен мировой рекорд скорости для тепловозов — 271 км/ч. В том же 1993 году локомотив был доставлен на консервацию в депо г. Дно Октябрьской железной дороги, откуда в мае 2008 года отправлен на Западно-Сибирскую магистраль в локомотивное депо Барнаула, где был восстановлен в первоначальном исполнении — и внешне, и конструкционно. Тепловозы ТЭП80 не были запущены в серийное производство, поэтому два выпущенных локомотива экспериментальной модели являются единственными.
Музей археологии и этнографии СО РАН
Серебряное блюдо, хранящееся здесь, датировано началом VIII–IX века нашей эры. Историки относят его к произведениям ремесел Средней Азии.
В 1938 году советский историк Чернецов записал легенду о Полум-Торум — пелымском боге, одном из значимых персонажей пантеона божеств северных хантов. А в1985 году сотрудники Института археологии СО РАН обнаружили серебряное блюдо диаметром 235–240 мм в одном из угрских поселений на Северной Сосьве. Оно лежало в священном амбаре, упакованное в два чехла. В ходе изучения артефакта выяснилось, что блюдо являлось культовым предметом и почиталось за изображение пантеона пелымского бога и его сына. Изначально на нем было изображено взятие крепости всадниками, однако позже появилось и изображение лося. Ученые полагают, что эти элементы охотничьей магии были сделаны уже в Сибири.
Музей СССР
Самодельная электрическая мясорубка. Сооружена бывшим главным инженером птицефабрики с. Лебедевка Искитимского района Иваном Комовым. К обычной ручной мясорубке образца 70-х годов прошлого века подключен электромотор от стиральной машины. Конструкция соединяется велосипедной цепью, которая передает вращение электромотора на ножи мясорубки. В музее рассказывают, что инженеру Комову было жаль свою жену, вынужденную крутить тугую ручку мясорубки во время приготовления домашних обедов. Продолжая эту мысль, можно предположить, что ему просто лень было помогать жене и, чтобы не проводить время на кухне, инженер соорудил гибрид стиральной машины и мясорубки.
ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИСТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ КНИГИ
Миниатюрная книга. Тематика изданий разнообразна: сборники стихов, сибирский фольклор, история страны и города. Особенно ценна работа издательства по выпуску русской классики. В отдельной витрине представлена «Миниатюрная Пушкиниана», оформленная художником Э. Насибулиным. Его графика узнаваема, он ощущает саму плоть пушкинского слова. Новосибирские книги «Евгений Онегин» и «Русалка», оформленные им, считаются среди коллекционеров шедеврами полиграфического искусства.
Зачем и для чего издают миниатюрные книги? Это не просто забава. Каждая такая книга — история замечательных мастеров полиграфического искусства. Оформить и набрать ее, напечатать, сброшюровать, переплести — сложная, ювелирная работа.