Новосибирск, 1 апреля, АиФ – Новосибирск – Каждый третий перевозчик работает нелегально. Пассажиры, садясь в такие автобусы и такси, рискуют собственными жизнями.
По данным Валерия ИЛЬЕНКО, депутата Заксобрания Новосибирской области, на рынке пассажирских перевозок количество нелегалов составляет не менее 40%.
За рулем с медовухой
— Как-то раз возвращалась из района в Новосибирск и опоздала на рейсовый автобус, — рассказывает жительница Новосибирска Елена Семенова. — Местные посоветовали вызвать человека, который подвозит таких, как я, причем по дороге заезжает только в те деревни, где тоже есть пассажиры. По идее, мы должны были доехать быстро, но в итоге дорога заняла на час больше, чем обычно: мы заехали в десяток населенных пунктов. При этом водитель гнал, как сумасшедший, не соблюдая никаких правил! Кстати, когда я звонила, мне ответили, что услуга стоит 1100 рублей, а когда я села в автобус, оказалось, что цена 1200! У меня с собой было всего 1150 рублей, водитель забрал их все, и в Новосибирске у меня не было денег даже на метро… В другой раз мне повезло еще меньше. Мы с родственниками уехали с автовокзала на частной машине. Проезжая село Сростки, водитель вдруг заявил: «Пойду-ка медовушки куплю, а то вчера до трех ночи гуляли на свадьбе, голова болит!» Мы чуть не поседели от страха, но деваться было некуда. В поле машина сломалась, и мы шесть часов ждали помощи…
Инспекторы ГИБДД вполне могли бы при желании «испортить» нелегальный бизнес перевозчикам, проверяя лицензии на дорогах. Но такие рейды проводятся очень редко.
Кто заплатит?
Каждый пятый грузоперевозчик Сибири работает нелегально. Об этом заявил Сергей МАКСИМОВ, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири. Свой вывод он обосновывает результатами анализа, проведенного с участием Сибирского управления автонадзора, и предлагает депутатам новосибирского Заксобрания выйти на федеральный уровень с идеями решения проблемы.
— Недавно пришлось организовывать перевоз торгового оборудования и товара в другой город, — делится Ирина Ткачук, индивидуальный предприниматель. — Решили сэкономить и договорились с хозяином машины, который дал объявление на форуме. По дороге он попал в небольшое ДТП, от толчка разбилась одна витрина, треснула дверца шкафа. А нам даже нечего предъявить перевозчику, кроме устной претензии: ни договора, ни чека… В итоге все сэкономленное пошло на ремонт наших вещей.
Сергей Максимов подтверждает: тарифы у черных экспедиторов действительно ниже, чем у официальных коллег, на 40–50%, ведь они не платят налоги и не делают отчислений в государственные фонды.
Обзвон нескольких официальных компаний и водителей, разместивших объявления на интернет-форумах, показал, что разница действительно существенна. Так, при заказе машины у серьезной фирмы 1 км пути в другой город стоит от 19 до 23 рублей. Частники же готовы везти груз и за 17, и за 15, и даже за 10 рублей.
— Человек не регистрирует ни ИП, ни ООО, не несет ответственности за потерю груза или его порчу при аварии. При этом они демпингуют, ломают рынок, заставляя профессиональных перевозчиков снижать расценки, хотя их тариф с учетом налогов и так на грани себестоимости! — возмущается президент Союза транспортников. — Проблема эта общероссийская, и решать ее нужно на федеральном уровне.
Сергей Максимов предлагает бороться с нелегальными перевозчиками путем создания саморегулируемой организации перевозчиков, внедрением системы обязательного страхования грузов и, соответственно, компенсационного фонда, а также лицензированием экспедиторской деятельности.