Развитию внутреннего туризма, в том числе курортам Алтая, Кузбасса, природным достопримечательностям Красноярского края и Иркутской области уделяется большое внимание на федеральном уровне. Но как туда доехать?
«В прошлом году зимой отправились кататься на горных лыжах на Алтай. Дорога – одно удовольствие: асфальт – идеальный, через каждые 50 км – заправки, мотели, закусочные. В этом году решили разнообразить отдых и рвануть в сторону Байкала. На проезд отвели себе два дня. Думали, переночуем в мотеле. Не тут-то было. Попали, как в песне Высоцкого: «вперёд – 500, назад – 500» – и никаких признаков цивилизации. Слава Богу, машина не подвела. А если поломка?» – о своём приключении журналистам «АиФ Сибирь» поведал Владимир БОЙКО, читатель из НСО.
Чем дальше – тем хуже
«По нормативам, на междугородних автотрассах расстояния между АЗС, СТО и пунктами общепита должны быть не больше 100 км, между площадками для отдыха – не больше 50 км», – говорит Игорь ОСИПОВ, начальник отдела имущественных отношений ФУАД «Сибирь». – Этим требованиям соответствуют разве что три трассы, соединяющие логистический центр Сибири Новосибирск с Омской областью – западными воротами СФО, Кузбассом, откуда в европейскую часть страны везут продукцию металлургической промышленности, и Алтайским краем – туристической Меккой Сибири. «В западном направлении – ещё более или менее. Чем дальше на восток, тем хуже с дорожной инфраструктурой», – делится Евгений ДЕМЧЕНКО, директор транспортной компании.
Сергей Штельмах обратил внимание ещё на одну проблему. В мотелях и придорожных кафе без всяких ограничений продаётся алкоголь. Из-за этого то и дело случаются драки и ДТП. В посёлке Кочки Новосибирской области постоялец мотеля отправился в путь пьяным. Его начали преследовать сотрудники ГИБДД. При задержании пьяный водитель убил одного из них. Полковник Штельмах уверен: нужен законодательный тотальный запрет на продажу спиртного на объектах придорожного сервиса. Такие законы действуют в Австрии, Германии, многих других западных странах.
Выбора нет
Частные инвесторы не спешат вкладываться в строительство современных мотелей. Возведение одного такого объекта обойдётся примерно в 600 млн руб. Региональные бюджеты крупных субъектов федерации, таких, как НСО, готовы по схеме ГЧП брать на себя часть расходов. Например, подключение электричества и обустройство примыкающих полос. Но проблема в другом. «Почти все земли вдоль федеральных трасс – в частной собственности», – говорит Игорь Осипов.