У новосибирцев много вопросов, касающихся нового закона «Об образовании». В соцсетях до сих пор распространяют слухи о том, что учёба скоро станет платной, за исключением физкультуры и ОБЖ. Прошёл месяц с начала нового учебного года и с момента действия закона. Каковы первые результаты применения закона?
Жёсткий и честный
— Что изменилось в школах с вступлением в силу нового закона «Об образовании?»
Новый закон об образовании предусматривает множество нововведений>>>
Олег Щербаненко:
— Такие формальные вещи, как школьная форма, бесплатные учебники заметнее остальных пунктов, но важнее другое. Например, в законе изменили межбюджетные отношения. С 1 января станут другими принципы финансирования. Целевая субвенция (вид денежного пособия местным органам власти) из регионального бюджета пойдёт на зарплату педагогическим работникам, а технический персонал получит деньги от муниципалитета. До этого школы финансировали за счёт целевой субвенции, а дошкольное и дополнительное образование — за счёт местного бюджета. Разница принципиальная.
Предстоит синхронизировать эти потоки. Это чрезвычайно сложно ещё и потому, что оставлено мало места для манёвра. Прежде из стимулирующей части можно было добавить денег к ставке технического персонала. Теперь доплатить из другого источника нельзя.
Но это вопрос скорее технический. Вот что важно: по сравнению с прежней редакцией 2005 года закон стал более честным. Он объективно характеризует ситуацию. При этом он более жёсткий и адаптирован для рыночных условий. Полностью заполнены учащимися сегодня только статусные гимназии и лицеи, отдельные школы. Сейчас преференции не будут выдавать только за вывеску, они должны подтвердить результатами качество образования.
Но абсурдно требовать одинаковых результатов с обычной школы и лицея. Поэтому все образовательные учреждения разделили на четыре кластера в зависимости от тех условий, в которых они работают. Это более справедливо. Но самое главное — закон стимулирует школы соревноваться самим с собой, отталкиваться от собственного уровня в прошлом.
Марина Фомичева:
— Это как с детьми, которых даже в одной семье нельзя сравнивать, потому что каждый имеет свои особенности. Важен рост каждого ребенка. Так и здесь: значим рост самого образовательного учреждения.
— Насколько эффективно можно оценить уровень развития школы и региона?
Олег Щербаненко:
— Новосибирск довольно средне выглядит по результатам ЕГЭ среди таких городов, как Уфа, Казань, Омск, Томск и т. д. Мы занимаем 7-8 место из 15. В то же время по показателям федерального этапа предметных олимпиад у нас первые места в стране. Значит, либо мы неэффективно используем потенциал учителя и ученика, либо процедура несовершенна, есть противоречия между ФГОС — федеральными государственными образовательными стандартами — и ЕГЭ. Значит, нас ждёт их развитие. Поэтому и новый закон должен быть подкреплён подзаконными нормативными актами: федеральными — региональными — муниципальными — локальными.
Марина Фомичева:
— Теперь одна из задач каждого учебного заведения — работать над своим имиджем. Родитель вместе с ребёнком имеет право выбирать школу по направлениям её работы, специализации и так далее. Чтобы быть конкурентоспособной, каждая школа должна чем-то выделяться. Где-то делают упор на развивающие занятия, где-то — на профильные классы и т. д. Но позиционировать себя мало, нужно развиваться. Для этого и сравнивают результаты с другими и с самими собой, чтобы понять, в какую сторону идти.
Хороший имидж
— Среди школ сегодня существует конкуренция за учеников?
Вера Михайлова:
— В своё время неподалёку от нашей школы создали гимназию, и многие сразу перешли туда. Было 900 человек, а стало почти 400... Конечно, имидж учебного заведения для родителей много значит. Мы создали профильные медицинские классы, сотрудничаем с медколледжем и медуниверситетом, и к нам пошли учиться дети, которые планируют стать врачами и медсестрами. За 8 лет у нас неплохие результаты — наши дети не хуже выпускников гимназий. Так что работа по созданию имиджа оправданна.
В то же время у нас много детей с задержкой психического развития, к нам приходят и воспитанники детдома. Наши учителя прошли обучение в Москве, Финляндии и переняли опыт инклюзивного образования.
Школа небольшая, нам положено по полставки логопеда и психолога, а родители хотят получить полный пакет, и они в этом правы. Но финансируют нас по количеству учащихся, поэтому сделать пока ничего нельзя. Очень жаль, что в новом законе ничего не сказано о работе с такими детьми. Между строчек в законе можно прочесть, что дети с особыми потребностями должны прийти в обычный класс. Представьте себе — посадить в класс из 25 человек детей, которым нужен индивидуальный подход... Поэтому мы очень ждём подзаконных нормативных актов с разъяснениями.
Марина Фомичева:
— Многие коррекционные школы сейчас получают статус общеобразовательных. Речь идёт об обучении детей с сохранным интеллектом. Конечно, на переходном периоде есть некоторые сложности, мы надеемся, что всё уладится.
Закон как процесс
— А что принёс закон так называемым статусным учреждениям?
Ольга Авдеева:
— У нас свои проблемы: если кто-то не добирает детей, то мы не знаем, как принять всех желающих. Как отказать в приёме младшего ребенка, если старший уже поступил и родители его специально привозят по утрам? Или детям выпускников в нескольких поколениях? Насколько я знаю, родители идут на то, чтобы купить прописку на микроучастке. Таких мам и пап приходится порой воспитывать наряду с их детьми, прививать культуру и этикет. Эту проблему директора поднимали даже на августовской конференции педагогов Центрального округа, она очень серьёзна.
И мы уже говорили о том, что изменятся принципы финансирования. Вот пример проблемы: часто один медик работает на несколько школ, да и то до обеда. Раньше мы находили средства, чтобы врач был в школе с утра до вечера. Теперь так нельзя. Мы вынуждены отправить всех дежурных администраторов на курсы первой помощи. А ведь это дополнительная ответственность.
В законе действительно много где сказали «А», но не произнесли «Б», вся надежда — на нормативные акты. Например, в документе прозвучал вопрос дистанционного образования, но не озвучены его механизмы. Многие дети хотят и могут перейти на такой вариант, хотя бы временно, пока болеют, но каким образом это профинансируют? Слава богу, сейчас есть региональные проекты, но потом этот груз ляжет на плечи школ. Кто-то из учителей пойдёт навстречу родителям и организует учёбу на расстоянии бесплатно. Но не все в силах перераспределить нагрузку без ущерба для других детей и себя. А ведь родители прочитали в законе о дистанционном образовании и готовы от нас этого потребовать, а мы ещё не до конца готовы его им дать.
Олег Щербаненко:
— Новый закон говорит ещё и об объединении школ в образовательные комплексы, холдинги. Конечно, если к гимназии присоединить рядовые школы, завтра мы не увидим автоматического роста вторых. Но мировой опыт показывает, что со временем успешный директор перенесёт систему работы статусного учреждения на присоединённое, и результат перестанет быть размытым. Только вот насколько это будет быстро сделано — вопрос. Закон — это создание новых правил игры, которые в одинаковой степени должны устраивать всех участников образовательного процесса: государство, учредителя, органы управления, учреждения образования, родителей , учащихся. Только их равноправное сотрудничество позволит реализовать основные идеи и положения закона.