Примерное время чтения: 6 минут
519

Современная школа дает нашим детям поверхностные знания

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. «Аргументы и Факты на Оби» 27/06/2012
Фото: пресс-служба НГУ
ДОСЬЕ
Мария Рашидовна ЮЛДАШЕВА — преподаватель кафедры физики СУНЦ НГУ. Училась в ФМШ. Закончила физический факультет НГУ. Со второго курса учебы в университете преподавала в летних школах. Затем стала преподавателем СУНЦ НГУ (ФМШ). Ученики Марии Юлдашевой — выпускники и студенты НГУ, МФТИ и других ведущих ВУЗов страны. В этом году трое её подопечных стали призёрами заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике.

— Мария Рашидовна, в школе физика считается одним из самых сложных предметов. Доказательство тому — для сдачи ЕГЭ выпускники выбирают в основном историю и обществознание. Только в последнюю пару лет интерес к физике начал несколько возрастать. Это действительно очень сложный предмет, или причина в качестве преподавания?

— На мой взгляд, причина в политике, которую проводит Министерство образования. Количество часов, отведенных в программах общеобразовательных школ на физику, все время снижается. При этом все больше времени отводится на изучение гуманитарных предметов, часть из которых учащиеся могли бы при желании изучать факультативно. То количество часов, которое отведено на физику, недостаточно, чтобы ее хоть как-то освоить. Мне жаль школьных учителей, которые вынуждены проскакивать галопом по европам, давая лишь поверхностные знания.

Программа не развивает логическое мышление

— Вы один из немногих педагогов, чьи выпускники стабильно показывают высокие результаты. Есть какой-то секрет, или просто дети талантливые?

— Во-первых, наша школа — физико-математическая, поэтому у нас больше часов физики. Во-вторых, наша

программа кардинально отличается от обычной школьной. И приходя к нам в физматшколу, ученикам приходится начинать изучение физики с самого начала — с механики, но на несколько другом уровне: наш курс по структуре ближе к университетскому. Мы принципиально не пользуемся школьными учебниками, так как они не подходят для изучения физики как точной науки. На мой взгляд, школьные учебники больше рассчитаны на изучение истории физики, и в них слишком много «воды», научиться решать задачи по таким учебникам и обычным задачникам, где лишь надо подставить числа в формулу — просто невозможно. А ведь именно умение решать задачи определяет знание физики. Возможно, имеет значение и то, что в ФМШ, где я работаю, большинство преподавателей — выпускники нашего университета и научные сотрудники. Что касается учеников, то в последнее время к нам приходят самые обычные ребята. Но если у них появляется интерес, то мы готовы их «озадачивать» и этот интерес подпитывать.

— Многие ваши коллеги предрекают нашему обществу интеллектуальную деградацию, приводя в пример исследования ВЦИОМ, которые показали, что более половины россиян считают, будто Солнце вращается вокруг Земли. А ведь это как раз из области физики?

— Нас тоже это огорчает. Мне кажется, что образованный человек должен хотя бы немного разбираться в устройстве не только общества, но и окружающего его пространства; и именно физика с ее логичностью задает человеку образ мышления, формирует основу восприятия мира. На мой взгляд, сейчас многие люди не умеют задавать вопросы. Ну, а если ты не умеешь правильно задать вопрос, то, соответственно, никогда не получишь на него адекватный ответ. Таким образом, главное умение, которому нужно научить — это задавать вопрос «почему», а затем не бояться искать на него ответ.

— ЕГЭ существует уже несколько лет. Тем не менее у этой формы проверки знаний остается много противников, которые называют единый госэкзамен «быдловизацией нации». Каково ваше мнение по этому поводу?

Тесты вполне подходят как форма проверки базовых знаний. Но для высшей школы это — убийство. Невозможно с помощью тестов, даже самых совершенных, понять, насколько человек умеет творчески и неординарно мыслить. Между тем задача университета — готовить ученых, то есть людей, для которых нестандартно мыслить — это их будущая работа. «Натаскать» на сдачу ЕГЭ можно любого среднего школьника. Только вот, не лучше ли вместо того, чтобы натаскивать, учить и давать реальные знания?

Про физиков никто не пишет?

— Нам постоянно твердят, что государству нужны ученые: физики, химики, математики. Как возродить у ребят интерес к точным наукам, в том числе к физике?

— Физика интересна, особенно тем, что многие явления можно продемонстрировать, дать «пощупать». Но для этого нужно соответствующее оборудование, лаборатории. И как-то обидно, когда бюджетные деньги уходят на очередные стадионы, псевдоинновационные проекты с громкими названиями, музыкальные конкурсы, а не на оборудование школьных лабораторий, не на поддержку олимпиадного движения по математике, физике, химии. Почему-то найти спонсора на проведение какого-нибудь вокально-танцевального шоу легко, а на организацию сборов для олимпиадников по физике практически невозможно! Получается, что на словах государство активно поддерживает науку и образование, а в реальной жизни этой помощи не дождешься.

— Чуть больше года назад Министерство образования обнародовало проект модульного обучения, согласно которому основными предметами в школе становились физкультура и ОБЖ…

— Ну что ж, давайте, кроме этих двух дисциплин, сделаем главными танцы и пение. А все остальное — по выбору. И посмотрим, что получится… Вот только управлять необразованной серой массой, не задающей вопросов, гораздо проще — может, в этом и заключается цель всех реформ образования?..

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах