Анатолий Леднев, житель Новосибирска, — винодел со стажем. Он восстановил несколько забытых старинных рецептов русских настоек, наливок, вина и даже коньяка высокого качества. Он любит удивлять своими чудесными алкогольными напитками друзей и знакомых.
В его кругу есть состоятельные люди, которые предпочитают его напитки бренди, виски и дорогим французским коньякам. Он считает, что на основе старинных рецептов отечественное виноделие могло бы подняться на высокий уровень, став в один ряд с модным сегодня импортным алкоголем.
Победил «дикие» дрожжи
Всё началось почти 20 лет назад, когда Анатолий жил в частном доме с виноградниками в Чимкенте. Там у соседей домашнее натуральное вино из винограда было постоянным атрибутом обеда. Но у домашнего вина был серьёзный недостаток: недолговечность. Как правило, к весне оно скисало, и его приходилось выливать. Анатолий не хотел с этим мириться и стал собирать по крупицам информацию о виноделии, выспрашивал у знакомых рецепты, отыскивал в библиотеках книги. Он вспоминает:
— Тёща в то время работала в Кировском винсовхозе, она рассказала пару рецептов.
Но главная кладезь — старинная книга «Производство вин и других напитков» выпуска 1906 года, которая как-то случайно попалась на глаза в букинистическом магазине. Мера измерения в книге — штоф. Сначала пришлось перевести в современные единицы измерения. Вот тогда и началась настоящая исследовательская работа, которая продлилась несколько лет. Он открыл тайну, как делать качественное вино длительного хранения. Анатолий делится ею:
— Чтобы вино не скисало, в винный материал добавляется двуокись серы. Но при этом нужно убить «дикие» дрожжи — уксусную кислоту, чтобы остались только винные дрожжи. Дело в том, что изначально есть и те и другие, но «дикие», как правило, побеждают винные. А качество напитка зависит от того, какие именно победят, — те и будут перерабатывать продукт. К слову, настоящее вино при потреблении должно вызывать легчайшее отвращение. Если его просто и приятно пить — это не вино, а компот или фальсификат.
Как русские дворяне
В той старинной книге он вычитал, что русские дворяне в XIX веке предпочитали французскую водку. Считалось, что французы более всех в мире преуспели в изготовлении алкоголя. Был там и её старинный рецепт — это не что иное, как хорошо очищенный самогон. У русских дворян в буфетной обязательно были самогонный аппарат и человек, который занимался изготовлением наливочек, водки, зубровки и т. д.
Анатолий перепробовал многие рецепты, остановился на самых, как ему казалось, лучших. По его словам, французская водка — это, по сути, коньяк, рецепт которого он ещё несколько лет назад усовершенствовал.
— Мне очень хотелось получить высокоградусный коньяк, — поясняет он, — который легко и приятно пить, а потом чтобы с похмелья не болела голова. В результате многочисленных экспериментов, которые длились несколько лет, мне удалось найти то самое «золотое» сечение — оригинальное сочетание вкуса, запаха и цвета.
У него есть дачный участок — всего 11 соток. Но специально для своего алкогольного хобби он там ничего не выращивает. Только разве что смородину. Эта сибирская ягода словно специально создана для виноделия. Рецепт изначально Анатолий Леднёв взял из той дореволюционной книги. Но опять его усовершенствовал.
— Смородина имеет высокую кислотность, — рассказывает мастер. — Поэтому пришлось в смородиновый сок добавлять воду и сахар. Получается прекрасное, потрясающего вкусового оттенка десертное вино — так говорят мои гости. Именно так его и называют: «прекрасное» и «потрясающее смородиновое».
Все мои вина — натуральные, поэтому полезные для человеческого организма. Как советуют врачи, для сердечно-сосудистой системы мужчине полезно потреблять ежедневно полстакана вина. А в Сибири население в основном предпочитает пить водку. Я считаю — это потому, что вино просто не по карману многим, оно дорого стоит. Между тем можно делать домашнее вино отличного качества, которое обойдётся в 50 рублей 1 бутылка. Правда, сам я выпиваю редко. Когда оно есть, как-то и не хочется. Я убеждён: пьяницами становятся от финансовой бедности и нищеты духа. А хорошее вино — для веселья, для лёгкости общения, снятия стресса.
Винодел убеждён: и в Сибири можно, особо не напрягаясь в финансовом плане, делать в домашних условиях даже хорошее натуральное виноградное вино. Секрет в соотношении изюма и воды.
— Изюм перемалывается, — рассказывает Анатолий, — и получается сусло. Добавляем туда воды, получается винная закваска. Получается потом сухое вино. Если нужно десертное, необходимо добавить ещё и сахар.
Непонятно виноделу нарастающее увлечение импортным алкоголем: коньяками, ликерами, виски, мартини. Он пожимает плечами:
— Сейчас многие путешествуют по миру, пробуют алкоголь, в том числе и хороший. А потом говорят: «Я пью только бренди или шотландское виски». Но бренди, например, делают из кукурузы просто потому, что в Америке её много. А шотландское виски тоже, как и в России, изготавливают из пшеницы, только немного её коптят. Я считаю, что нужно потреблять те продукты, которые растут в том климате, где ты живёшь. Больше пользы будет. А чужое — лишняя нагрузка на русский организм. Можно и нужно возродить русскую культуру виноделия и поднять его качество на высокий уровень. Нужно только воссоздать утерянные старинные рецепты и внедрить их в производство.
Анатолий — человек широкой души, он готов поделиться своей профессиональной находкой, подарить фирменный рецепт.
РЕЦЕПТ «КОНЬЯКА»
Нужно взять 3 литра хорошо очищенной французской водки (самогона), 3 лавровых листика, 3 бутона гвоздики, 3 душистых перца, 3 ложки сахара без горки. Всё нагреть в кастрюле почти до кипения, снять, перелить в банку. Добавить мелкими порциями полпакетика ванилина. Всё остудить, на следующий день профильтровать. Получается получается душистый крепкий напиток.