Ответственность для водителей авто за нарушение ПДД больше, чем для пешеходов. Но немало аварий в России случается по вине того, кто передвигался на своих ногах или пользовался СИМ (средством индивидуального передвижения). Об этом говорит автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов. Он предлагает ввести штрафы для пешеходов, которые выходят на проезжую часть со смартфоном в руках.
ДТП – одна из десяти самых распространённых причин смерти в России. По сведениям ГИБДД, в 2021 году в РФ произошло свыше 120 тысяч аварий, в которых были травмированы почти 150 тысяч человек. Более 13,5 тысяч человек погибли.
Не всегда аварии случаются по вине автомобилистов. По статистике МВД, около 40% ДТП происходит из-за неосторожности пешеходов. Две трети людей погибли на дорогах из-за своей невнимательности. Люди попадают под машины, в том числе, из-за гаджетов. Человек может переходить дорогу, глядя в смартфон.
Связь между применением сотовых и ростом числа ДТП была доказана более 20 лет назад. Сейчас в России автомобилистов штрафуют, если при езде они отвлекаются на смартфон. Для пешеходов таких ограничений нет.
Дмитрий Давыдов в своем проекте «20 идей» предлагает ввести штрафы для тех, кто появляется на дороге, уткнувшись в телефон – для пешеходов, самокатчиков, велосипедистов и пользователей других СИМ. Реализация такой идеи не требует финансирования, но нужна законодательная поддержка.
В Китае учёные выяснили, что пользователи смартфонов в два раза чаще нарушают ПДД, чем те, кто убирает телефон в карман, выходя на дорогу. Кроме того, исследователи установили, что 20% пешеходов начинают переходить дорогу более медленно и с опозданием, если смотрят в телефон. Кроме того, около 60% пользователей смартфонов переходят дорогу, не глядя по сторонам.
В 2019 году в Китае ввели штрафы до 50 юаней (примерно 400 рублей) для тех, кто выходит на дорогу со смартфоном. В Литве за такое нарушение платят с 2018 года – до 40 евро (2,2 тыс. рублей).
В Нидерландах за телефоны в руках штрафуют велосипедистов на 95 евро (почти 5,5 тыс. рублей). В Израиле – на 1000 шекелей (примерно 15 тысяч рублей). В Германии требуют 55 евро (3 тысячи рублей), в Бельгии – 110 евро (более 6 тысяч рублей), в Дании – 1000 крон (2,2 тыс. рублей).
Автоэксперт Владимир Виноградов согласен, что штрафы для пешеходов со смартфонами нужны. «Нельзя всю вину за все происшествия на дорогах возлагать только на водителей и предъявлять требования только к ним», - сказал он изданию «Фонтанка».
Другой эксперт Дмитрий Славнов подчеркнул, что пешеходам не следует расслабляться на дорогах, ведь автомобиль - источник повышенной опасности.
«Как машина поведет себя – неизвестно. У нее могут отказать тормоза, или водителю вдруг станет плохо, а здесь пешеход, который идет, смотрит в гаджет и не видит вокруг ничего», – отметил Славнов.
Дмитрий Давыдов в прошлом году уже предлагал ввести такие штрафы в своём обращении в Совет Федерации и МВД, а также в Минюст РФ.
Замдиректора Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства В.В. Николаева в ответ сообщила, что Департамент изучил информацию и принял ее к сведению.
Замначальника Управления организационного обеспечения аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ И.В. Харламова сообщила, что в Совфеде обращение рассмотрели и направили в МВД.
Начальник отдела по работе с обращениями граждан МВД России А.Е. Горюнова проинформировала, что предложения рассмотрены в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России в пределах компетенции и приняты к сведению. В ведомстве поблагодарили Дмитрия Давыдова за активную гражданскую позицию. Автор инициативы поблагодарил Совет Федерации, Министерство юстиции и Министерство внутренних дел за изучение и принятие к сведению предложений относительно введения штрафа за смартфоны для пешеходов, велосипедистов и пользователей СИМ и подчеркнул: в 2021 году более 2,5 тыс. смертей (или 68%) произошли по вине пешехода и 1 614 (или 32 %) по вине водителей. В других государствах этот показатель ниже, к примеру, в Японии за тот же период погиб 941 пешеход. Даже с учётом поправок на население, в России печальные показатели выше в 3,5-4 раза.
По мнению Давыдова, пешеходы недооценивают риски и опасность нарушения правил, а существующих административных мер воздействия на них слишком мало. Автор инициативы предлагает законодательно запретить любое использование смартфонов на проезжей части.
Он вновь обратился в Совет Федерации, МВД и Минюст с просьбой ещё раз обратить внимание на актуальность проблемы и всё-таки разработать законопроект по установлению штрафа за использование смартфонов и иных отвлекающих устройств на дороге. Пока обращения остаются без ответов - о планах по внедрению законопроекта не сообщается. Дмитрий Давыдов надеется, что российские власти поддержат его предложение.