Примерное время чтения: 5 минут
562

Юные «зайцы»: могут ли кондукторы высаживать детей-безбилетников?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ на Оби 22/05/2019
По закону все пассажиры должны быть с билетами.
По закону все пассажиры должны быть с билетами. / Алёна Овчинникова / АиФ

В Новосибирске произошёл резонансный случай: восьмилетнюю девочку «попросили» из автобуса в разгар непогоды из-за того, что она не смогла оплатить проезд. На одной чаше весов – закон, на другой – простое человеческое сострадание. Что победит?

Остановка «Ураган»

В последний день апреля Новосибирск накрыл ураган: порывы ветра, достигающие скорости 25 метров в секунду, сносили крыши, остановки, светофоры и деревья. Именно в такую погоду кондуктор автобуса высадила 8-летнюю девочку из транспорта. Мама ребёнка Галина М. возмущена до предела, своим рассказом она поделилась с новосибирцами в социальных сетях.

«Дочь ехала домой со школы, – рассказала Галина. – Войдя в салон автобуса, дочь обнаружила, что в кармане нет пластиковой проездной карты. На улице тогда поднялся сильный ураган, и «добрая» кондукторша очень громко и в грубой форме выгнала ребёнка: «Быстро вышла!» И это на остановку раньше, чем дочери нужно, – на улице Есенина. Ребёнок шёл, плакал и еле справлялся с передвижением. Слава Богу, что с ней не произошло ничего на этой пустынной, огороженной заборами улице. Но напуганной она была очень долго. Наверное, именно после таких случаев дети перестают доверять взрослым».

Многие новосибирцы Галину поддержали, в том числе  коллеги «прославившегося» кондуктора. «У меня принцип: я никогда не высаживаю детей, даже если на улице хорошая погода», – говорит кондуктор с 15-летним стажем Анна Максимова. – В таких случаях на их место я просто ставлю своих детей. Если они когда-нибудь забудут карту или деньги на проезд, я хочу, чтобы они доехали до дома благополучно, без страха оказаться одним на незнакомой улице».

Однако нашлись и те, кто считает: возраст не даёт никаких привилегий в «билетном» вопросе. «В последнее время стало много школьников-безбилетников, – считает сибирячка Алёна Голубева. – И причина тому – безответственные родители. Мы с мужем всегда даём сыну и карманные деньги, и транспортную карту, потому что знаем его привычку забывать и терять вещи. Надо пытаться предугадывать каждый шаг ребёнка, чтобы потом не разгребать последствия его действий».

Доедем ли?

Перевозчик, чей кондуктор выгнал девочку, принёс её матери свои извинения. По словам руководства, у компании есть нерушимое правило – детей не высаживать, и все сотрудники с ним ознакомлены. Однако, по закону, высадка маленьких пассажиров не считается нарушением.

«Проезд всех пассажиров должен осуществляться по билетам, – сообщили в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска. – Если пассажир пытается проехать бесплатно, то кондуктор вправе предложить ему покинуть салон. Поэтому родителям лучше позаботиться о том, чтобы у детей всегда были деньги для оплаты проезда в транспорте».

Несмотря на закон «для всех», городской департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса постоянно рекомендует перевозчикам всех форм собственности чутко относиться к несовершеннолетним безбилетникам, которые находятся без сопровождения родителей. В частности – доставлять их к месту назначения. Министерство транспорта России готовит проект федерального закона, чтобы узаконить это нехитрое правило. Он называется ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте». Ознакомиться с документом можно на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

«Спасательный круг»

Уполномоченный по правам ребёнка в Новосибирской области Надежда Болтенко:

– Ребёнку, которого высадили из транспорта, первым делом нужно связаться с родителями любым доступным способом: можно по мобильному телефону или зайти в любое общественное учреждение (магазин, аптека, банк) и попросить там телефон, чтобы позвонить родным. Для этого я советую родителям приучить детей записывать в блокнот номера телефонов членов семьи. В случае отсутствия под рукой телефона ребёнок сможет продиктовать номер взрослым. Конечно, если на пути встретится сотрудник полиции, можно обратиться к нему.

Родители, чьих детей высадили из транспорта, могут обратиться с жалобой в Управление пассажирских перевозок мэрии Новосибирска, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО, в «Горэлектротранспорт» или к руководству предприятия, где работает кондуктор.

На сегодняшний день в Новосибирске действуют Единая транспортная карта, социальная карта «Без ограничения количества поездок», социальная карта «C ограничением количества поездок», карта школьника и студенческая карта.

Кстати, по распоряжению мэрии Новосибирска все школьники могут бесплатно ездить в общественном транспорте в дни зимних каникул. Это распространяется только на проезд в муниципальном пассажирском транспорте (метро, трамваи, троллейбусы и 13 автобусных маршрутов).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах