Воспользовавшись поводом, корреспондент АиФ-Новосибирск посетил семью Пантюховых - у отца Константина и Елены восемь детей. Батюшка служит в Храме Всех Святых, там же по воскресеньям и большим церковным праздникам можно увидеть все его семейство – супругу, окруженную разновозрастной шумной ватагой детей.
Старший сын Петр, ему скоро исполнится 14 лет. Он и второй сын Пантюховых Федор любят спорт, летом играют в футбол, зимой в – хоккей. Двенадцатилетний Федор еще занимался греко-римской борьбой, много читает, особенно любит штудировать энциклопедии. Дочь Вера, которой 10 лет, пока еще не выбрала свое любимое хобби: интересовалась лепкой из глины, увлекалась танцами. Николаю 8 лет, и он только что закончил первый класс. Парень имеет прозвище «очумелые ручки», поскольку все время что-то мастерит. Любит велосипеды, совсем недавно поразил родителей тем, что сам разобрал два старых велосипеда и собрал из них один – с хорошими колесами, добротным седлом и надежным рулем. Никону 6 лет, он ходит в детский сад и очень интересуется машинами. Четырехлетний Степан любит находиться рядом с папой, часто ездит с ним в храм на службы. Маше 2 года, и она считает себя хозяйкой дома. Во всем помогает маме. Самой младшей дочери Пантюховым Ане 6 месяцев.
Варвара Канаева, nsk.aif.ru: - Отец Константин, как сохранить любовь в семье?
Отец Константин: - Антон Павлович Чехов сказал, что в семье главное не любовь, а терпение. Любовь – это высшая добродетель, которая дается от Бога за терпение. Проще говоря, кто не научился терпеть, никогда не сможет полюбить по-настоящему. Любовь – это не обладание, это жертва ради своего ближнего. Если говорить о повседневной жизни, то счастливая, крепкая семья возможна лишь тогда, когда супруги прислушиваются друг ко другу. Не там, где каждый в споре доказывает свою правоту и побеждает самый крикливый, а там, где муж с женой способны поговорить и понять друг друга.
Мы с матушкой довольно долго учились сосуществовать в большой семье. Ни у одного из нас не имелось опыта воспитания нескольких детей – каждый был единственным ребенком в семье. К тому же семьи у нас не были верующими, то есть «послушание» никогда не звучало. У нас так – мое слово бывает решающим в одном круге вопросов, у Елены – в другом. Мы пришли к такому решению, потому что оно затрагивает все – и доверие друг ко другу, и наш опыт, и послушание – куда же без него! А ведь жить по послушанию сложно – нужно отринуть свою волю и подчиниться общей необходимости. Но ничего: с пониманием, а главное, с верой и молитвой все возможно.
В.К.: - Сложно ли быть матушкой?
Елена Пантюхова: - Я думаю, что с такими сложностями сталкиваются все жены занятых мужей. Батюшка очень много времени проводит на работе. Без него, конечно, сложно, многие вопросы, например воспитания детей, приходится решать по телефону или поздно вечером, во время ужина. Кроме этого, пока старшие не подросли, нужно успевать одной делать всю домашнюю работу. Но надо понимать, что это – тоже служение. Батюшка служит Богу, помогает людям, ведет церковную службу или ездит на требы, а я обеспечиваю его тыл, стараюсь, чтобы он поменьше беспокоился о семейных делах.
Наверное, девушке, выходящей замуж за будущего священника нужно сразу быть готовой к тому, что для него самым главным станет не семья, а служение Богу. И придется жить по послушанию, потому что священник – глава семьи. Кроме этого, надо быть готовой к тому, что будет много детей, аборт для каждого верующего человека – страшный грех! Но для верующих людей важно другое – в Евангелии сказано, что жена спасается деторождением. И цель жизни – это спасение, а не постоянное наслаждение. Поэтому много детей и много ежедневных забот – это благо.
В.К.: - Матушка, при том, что вы родили восемь детей, вашей фигуре могут многие позавидовать. Как удается сохранять форму?
Е.П.: - Заботами. Целый день кручусь, как белка в колесе: нужно убрать в доме, постирать, еду приготовить, пообщаться с малышами, погулять с ними. Иногда помогаю старшим с уроками. Просто у меня нет времени лежать или сидеть перед телевизором – вот причина хорошей физической формы!
В.К.: -То, что у детей отец – священник, налагает на них какие-то обязательства в поведении?
О. К.: - Конечно, например, каждое воскресенье дети посещают храм и причащаются. Редко кто-либо из них не появляется на воскресной службе – или болеет, или решает какие-либо учебные вопросы, или иногда мы разрешаем старшим в воскресенье поспать подольше. Я не принуждаю, потому что невольник – не богомольник, но когда детей к храму приучают с младенчества, у них уже есть потребность ходить на службу, это становится важной частью жизни. А в будние дни их жизнь мало чем отличается от жизни светских детей. Старшие, например, любят заниматься спортом, играют в футбол и в хоккей, много читают. К нам в гости часто приходят их друзья. Единственное, я стараюсь следить – чтобы дети все время были заняты делом и не входили в компании, которые болтаются по дворам без цели. Если пошел на улицу – займись спортом, пообщайся с друзьями, только не бесцельное времяпрепровождение!
В.К.: - Вы считаете, что каждый ваш ребенок долен стать глубоко верующим человеком?
О.К.: - Я бы этого хотел, но принудить верить невозможно. И потом, я сам покрестился только в 23 года, а до этого был вполне светским парнем. Нужно помнить, что от осинки не родятся апельсинки и не требовать от своих детей того, чем ты сам не можешь похвалиться.
Читайте также: | |
---|---|
Один день в семье родивших четверню | |
В Новосибирской области средний размер семьи – 2,5 человека | |
Новосибирск отметил День любви, семьи и верности |
В.К.: - Телесные наказания допускаются в семье?
О.К.: - Было дело, пару раз старший получил ремнем по мягкому месту. За дело получил – врал и воровал. А Федор, наш второй сын, учился на ошибках Петра – никогда не делал того, за что Петю наказывали. Иногда, очень редко, полезно применить ремень как воспитательный аргумент, чтобы искоренить некоторые пороки.
В.К.: - Разрешаете детям пользоваться компьютером, выходить в соцсети?
О.К.: - Я, скажем так, дозирую их подход к компьютеру. Но все равно, конечно, общаются в сетях, я же не могу их спрятать от мира, от современных технологий. Недавно старший сын Петр сделал для себя неприятное открытие – в соцсети познакомился с ярым противником веры вообще и православия в частности. Он не ожидал, что есть люди, готовые назвать благим делом расстрелы священнических семей… Может быть, это и хорошо – мальчик должен понимать, что люди бывают не только дружелюбны, но и враждебны.
В.К.: - Батюшка, как относитесь к новшествам ювенальной юстиции?
О.К.: - Резко отрицательно. Государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, не должно указывать, как воспитывать детей, о чем им рассказывать. Есть семьи верующих людей, есть семьи атеистов. В каждой из них – свои традиции воспитания, которые имеют право на жизнь. Родители и только родители в ответе за своих детей. И никто не давал право людям, пусть и поднявшимся до недосягаемых высот по властной карьерной лестнице, решать, что хорошо, а что плохо.