Контрольно-счетная палата региона сообщила результат по обследованию эффективности и законности применения тех средств из регионального бюджета, которые были выделены на выполнение задач по созданию ИТС - интеллектуальной транспортной системы в границах Новосибирской агломерации. Рассматриваемый период реализации по этому проекту: 2020-2022 годы - вплоть до текущих дат. Все соответствующие вопросы рассмотрели на заседании комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике.
Как сообщил аудитор палаты Валерий Алехин, техно-рабочим проектом ИТС Новосибирской агломерации предусмотрено создание на региональном уровне единой платформы управления транспортной системой, в которую входит геоинформационная система сбора, хранения, анализа и графической визуализации данных. Общая стоимость создания ИТС Новосибирской агломерации, включая стоимостные показатели техно-рабочих проектов муниципальных образований – городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Обь, рабочего поселка Кольцово и Новосибирского района составляет 5 млрд 292 млн рублей.
На реализацию мероприятий по созданию ИТС Новосибирской агломерации, в соответствии с законом об областном бюджете на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, предусмотрены средства из федерального бюджета в размере 852,3 млн рублей.
Валерий Алехин отметил, что на создание ИТС Новосибирской агломерации в законах об областном бюджете на 2020 и 2021 годы планировались средства в размере 310 млн руб. и 80 млн руб., которые Минтрансом региона из-за отсутствия техно-рабочих проектов были не использованы и возвращены в федеральный бюджет.
Контракт по созданию и внедрению элементов ИТС Новосибирской агломерации заключен 16 мая 2022 с единственным поставщиком – АО «СИТРОНИКС». Государственным заказчиком является ГКУ НСО ЦОДД. Цена контракта определена методом сопоставимых рыночных цен в размере 378,6 млн руб.
Аудитор обратил внимание, что стоимость работ, которые будут выполнены в соответствии с контрактом, исходя из данных сметной документации, составляет 670,4 млн руб. Таким образом, начальная максимальная цена контракта меньше сметной стоимости на 43,5%. По оценке КСП, удешевление технических решений может сказаться на качестве создаваемой ИТС.
У депутатов были вопросы и по оборудованию, и по программному обеспечению. «Мы привязаны к системе 5G, которая в России находится в зачаточном состоянии», – высказал свои опасения депутат Дмитрий Макаров.
Николай Пожидаев, президент АО «СИТРОНИКС» уверен: «Проект работоспособен. Второй момент – доступность оборудования. Так как сети связи относятся к объектам критической инфраструктуры, на них разрешено ставить только отечественное оборудование, которого, к сожалению, нет. Есть федеральная программа, на нее выделены деньги, и мы ждем, что до 2025 года коллеги это оборудование разработают».
Проверка КСП проведена по поручению комитета, напомнил депутат Сергей Титков. «Сегодня в двадцати четырех субъектах РФ внедрены интеллектуальные транспортные системы, на реализацию данных мероприятий направлено 3 млрд 750 млн федеральных средств. Есть перечень, где и как реализуется эта программа, но в этом перечислении не найдете Новосибирской области, – с сожалением заметил депутат. – На создание ИТС на территории Новосибирской агломерации на 2020-2021 годы планировали средства в размере 390 млн рублей. Но из-за отсутствия технико-рабочих проектов деньги были возвращены в федеральный бюджет. Вот почему комитет обострил эту ситуацию, чтобы КСП проверила, в каком сегодня состоянии дела. Вопрос обсуждался несколько раз. Не употребляю «технологию зрелости», «платформа», другие термины. Мы, депутаты, смотрим бюджет, как используются деньги. На 2022-2024 годы в бюджете 852 млн федеральных средств. Очень бы не хотелось потерять федеральное финансирование. А для этого надо, чтобы проект был принят и реализовывался», – подчеркнул парламентарий.
Проблемы с реализацией проекта были изначально, отметил председатель комитета Валерий Ильенко: «Тот контракт, который был заключен с Ростелекомом, минимума на год, а то и больше отодвинул нас от выполнения задачи. Следующий этап – когда формировался контракт с Ситрониксом, также были сбои. Мы были очень обеспокоены. На первом этапе даже было предложение расторгнуть контракт. И все же министр убедил, что необходимо продолжать работать и внедрять эту систему. В заключении Контрольно-счетной палаты мы также увидели целый ряд нестыковок. Однако совещание, которое я провел вчера, поставило все на свои места. Если коротко: контракт 2022 года будет 25 ноября закрыт. Еще недавно претензии были по 378 миллионам рублей. Теперь генподрядчик проблему закрыл. Мы будем пристально смотреть за ситуацией. Думаю, федеральные деньги мы получим. Создание Интеллектуальной транспортной системы идет поэтапно. Есть вопросы, которые требуют глобального рассмотрения», – констатировал Валерий Ильенко.
Размещено РИА ВИА (лицензия СМИ ИА №ФС 77-4277 от 11.11.11)