Новые терминалы оплаты тестируются с начала этого года. Плюсы и минусы системы обсудили депутаты Горсовета, представители компаний-перевозчиков и общественники.
Все билетики – «счастливые»?
Новосибирск начал вводить электронную оплату проезда раньше всех в стране – с 2006 года.
Но пришло время для нового шага. Сейчас нужно сделать услугу прозрачной и более удобной как для пассажиров, так и для перевозчиков.
«Я всегда рассчитываюсь картой, это быстро и удобно, – говорит Ирина КОРОБОВА, жительница Новосибирска. – Не понимаю людей, которые начинают в автобусе выскребать копейки по карманам. Новые терминалы, к сожалению, не выдают «счастливых» билетов, зато есть информация об остатке средств на карте».
Между тем в Новосибирске первые терминалы ввели десять лет назад. Чем прежние хуже новых?
Новый терминал кондуктора выдаёт, по сути, товарный чек за услугу. По нему видно, в каком месте он получен и в какое время. Пассажир на основании этого документа может предъявлять претензии, если услуга ему оказана некачественно. Например, не довезли до места из-за аварии, получил травму во время движения и тому подобное. Контролирующие организации видят всё: денежные потоки, работает ли автобус на маршруте, как сильно загружен. В результате появляется возможность регулировать движение исходя из потребностей горожан.
Вывести из тени
Новые терминалы (валидаторы) могут работать с обычными транспортными картами и льготными, учитывать расчёт наличными. Но многие предпочтут карту нового типа, которую можно пополнять как баланс сотового телефона — с любого терминала или с помощью мобильного банка.
С февраля испытывалось 500 валидаторов, и результаты их тестирования показали, что это правильный путь. В дальнейшем к модернизированной системе «Электронный проездной Новосибирска» будут подключать немуниципальных перевозчиков. Сейчас нет полной информации о том, какие средства проходят через коммерческий транспорт. Но российское законодательство обязывает навести порядок в этой сфере. С этого года уже не действует старая система распределения маршрутов.
ФЗ № 220 предусматривает только систему муниципального заказа. Переходный период даёт возможность пока ездить по старым контрактам. Но к 2020 году весь транспорт должен перейти на новую систему.
Возникает вопрос, во сколько обойдутся валидаторы и кто за них заплатит? Как сообщил Дмитрий МАЛЫШКИН, директор МУП г. Новосибирска «Пассажир-трансснаб», они не будут стоить ни копейки ни городскому бюджету, ни самим перевозчикам. Замену оборудования берёт на себя коммерческая структура, которая поставляет и программное обеспечение для него. Их услуги ограничиваются процентом с выручки, размер которого не изменится. Как раньше, так и в будущем это 4%.
Татьяна ШИТЛИНА