Примерное время чтения: 9 минут
1222

Культурные вехи. Сибиряки увидели синематограф раньше многих европейцев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ на Оби 04/06/2014 Сюжет День города – 2014
Елена Иванова / АиФ

Наш город так стремительно рос, шагая в будущее, что его называли «Сибирский Нью-Чикаго». Сегодня у него большие планы. И хочется верить – широкомасштабные перспективы.

Новосибирск вполне заслуженно получил второе название - Сибирский Нью-Чикаго. Фото: Коллаж АиФ / Владимир Гуринович

Инженеры-просветители

Юный по историческим меркам Новосибирск во многом уникален. История развития городской культуры это доказывает – первый кинотеатр в Новониколаевске открыл заезжий циркач, а народный театр появился благодаря инженеру-строителю железнодорожного моста.

Ирина Хлебникова, сотрудница музея Новосибирска рассказывает: «Город был основан инженерами-железнодорожниками – людьми высочайшего культурного уровня, выпускниками Санкт-Петербургского института путей сообщения. В 1893 году главный инженер Григорий Будагов открыл первую в поселке одноклассную школу, которая содержалась на его деньги.

Днём в бесплатной школе учились дети рабочих и служащих, а по вечерам собирались взрослые на воскресные чтения. Там же работал самодеятельный хор, организованный учителями. При школе работал драматический кружок, его называли  «народный театр». Будагов организовал «народную библиотеку дешёвых изданий» и воскресную читальню. На сцене другой железнодорожной школы, которую построили в 1896 году на улице Владимировской, зародился первый профессиональный театр. Сначала он был любительским, один из первых профессиональных артистов Новониколаевска Георгий Соколов растил актеров любительского театра и труппа развилась в профессиональную. В 1913 году труппа получила сцену в здании Коммерческого собрания, построенного по проекту Андрея Крячкова, где сейчас размещается театр «Красный факел». Первый спектакль — трагедию Софокла «Царь Эдип» Георгий Соколов поставил в этом  здании в 1914 году. Но разразилась Первая мировая война. В этом помещении размещают беженцев и раненных, и с 1916 года театру предоставляют летнюю площадку сада «Альгамбра».

Быстрее театра, в Новониколаевске набирал популярность синематограф. Акробат гастролирующего цирка Федот Махотин устроил в 1896 году в поселке Новониколаевский первый в Сибири киносеанс. Сибиряки увидели новое искусство раньше многих европейцев и жителей России. Махотин, забросив кочевую жизнь, открыл в Новониколаевске в 1908 году первый кинотеатр. Он не только показывал кино, но и первым придумал снимать фильмы о городе. В 1910 году в городе уже работало несколько кинотеатров: «Москва», «Гигант», «Заря», «Модерн». Фильмы демонстрировались в помещениях Железнодорожного и Коммерческого клубов, в летних театрах садов «Альгамбра» и «Сосновка». Каждый из театров имел своего поставщика фильмов, поэтому в Новониколаевске видели всё, что выходило на экран России до 1917 года.

Конкуренты Махотина располагались на первом этаже здания на нынешней улице Советской, 25, - в Доме купца Крюкова,  где на втором этаже собиралась элита города.

«На втором этаже размещалось Новониколаевское Общественое собрание, членам которого не вполне нравился ассортимент  фильмов, которые показывали на первом этаже в кинотеатре. И для того, чтобы поднять культурный  уровень  горожан, в феврале 1910 года на  сцене этого дома ставится опера М.И. Глинки  «Жизнь за царя». Это было событие для города! После этого в Новониколаевск стали регулярно приглашать оперные и драматические коллективы: Мариинский театр, Императорская опера и даже приезжала летом  1914г. на гастроли Итальянская опера », - продолжает Ирина Хлебникова.

После революции пришли другие форматы культурной жизни в наш город. В Новониколаевске  в 1924г снимается  первый собственный художественный игровой фильм «Красный газ», рассказывающий о противостоянии алтайских партизан  колчаковцам. Он  пять лет успешно шёл на экранах страны. 

Сибирский Эрмитаж

Андрей Шаповалов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея:

– Самые известные наши проекты – это «День рождения Матильды», «Музейный метропоезд», «Мамонтёнок идёт к детям», «Музейные окна».

Например, «День рождения Матильды» – это интерактивная палеонтологическая выставка, где дети могут не только увидеть уникальный скелет мамонта, найденный в регионе, но поиграть – в залах музея разворачивается палеонтологический лагерь с палатками и песочницей. Детям выдают совки и кисточки, чтобы они смогли принять участие в раскопках. Сотрудники музея предварительно закапывают в песок оригинальные кости.

Краеведческий музей широко известен за пределами Новосибирска. Фото: АиФ / Елена Иванова

В прошлом году мы открыли новую экспозицию Музея природы Новосибирской области на Вокзальной магистрали, 11. Это 1,5 тысячи экспонатов, среди которых скелет самки мамонта, самое большое в мире чучело пещерного медведя и отпечаток кожи динозавра, единственный в России. Также построена интерактивная «скала мудрости», где можно потрогать отпечатки «доисторических» животных и увидеть, как растут минералы. Новинкой стала пещера с цифровыми летучими мышами и интерактивная карта природы региона, где можно узнать о животных, растениях и птицах Новосибирской области – например, в каких районах зимуют тетерева.

На мой взгляд, краеведческий музей в ближайшие 10–15 лет должен перестать быть «краеведческим» в узком смысле этого слова, то есть заниматься исключительно историей и природой Новосибирской области. Он должен превратиться в крупный музей, соответствующий амбициям и возможностям Новосибирска, стать этаким сибирским Эрмитажем – музеем широкого профиля: современным, интересным и комфортным центром «умного развлечения».

Я надеюсь, что к этому времени «НГКМ» решит проблемы: построит современный центр хранения и реставрации коллекций, оцифрует и отреставрирует большую часть музейных предметов, восполнит вакуумы в коллекциях, создаст новые экспозиции, тем самым сформирует прочную базу для того, чтобы стать полноценным музеем.

Высокое искусство как воздух

Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии:

– Само слово «филармония» с греческого значит любовь к гармонии. В государственном масштабе филармония призвана продвигать высокое академическое искусство, которое в меньшей степени приносит доход. Но оно необходимо, как воздух, как великая классическая литература, живопись. Поэтому мы будем делать всё, от нас зависящее, чтобы эта миссия могла выполняться.

Государственный концертный зал имени Арнольда Каца стал первой в истории города площадка подобной вместимости, построенная специально для академической музыки. Фото: АиФ / Елена Иванова

Филармония должна расширять свою деятельность не столько количественно, сколько качественно и географически. Новосибирск – это город, в котором большинство субъектов творчества сосредоточены в центре. Это не даёт возможности людям, живущим на очень больших расстояниях, приезжать на концерты. Между тем в Европе строят в спальных районах центры культуры, но не для того, чтобы там зарабатывать деньги прокатом кино, дискотеками, а чтобы туда могли приезжать театры и без технических сложностей давать спектакли. Должен стать нормой приезд в Новосибирск многих зарубежных и отечественных корифеев культуры – за этим наше будущее.

Мы стараемся учитывать особенности слушателей. Есть программы для детей и юношества, цикл «В ожидании чуда» – для будущих мам. Это определённого рода музыка, являющаяся звуковой терапией. В этом году сделаем программу для детей до 3 лет. Это своеобразный «Мамин клуб», в который будет приходить небольшое количество людей один раз в месяц утром.

Есть у нас программы и для пожилых людей. Единственное, о чём сожалею: никак не можем возобновить программу, рассчитанную на подростков. До этого она шла у нас 10 лет. Эти слушатели самые проблемные, но мы обязательно ими займёмся.

Новосибирский МХАТ

Александр Кулябин, директор театра «Красный факел»:

– Много лет назад именно «Красный факел» серьёзно повлиял на культурную среду города, приехав в 1932 году в Новосибирск, где на тот момент таких театров – высокопрофессиональных, даже эстетских, – не видели. За нами еще со времён Веры Редлих закрепилось очень серьёзное, хоть и негласное звание «Сибирского МХАТа», мы обязаны эту марку держать. И нам это удаётся. За последние пять лет резко возросла популярность нашего театра и в России, и за рубежом, нам просто сыплются предложения от организаторов российских и международных фестивалей, во многих городах хотели бы увидеть наши спектакли. Причём даже на условиях, которые для учредителей этих мероприятий экономически невыгодны. Тем не менее они готовы взять на себя затраты, как случилось с Международным фестивалем «Радуга» в Санкт-Петербурге. И то, что спектакль «Онегин» в этом году получил две премии «Золотая маска», тоже говорит о результатах нашей работы.

Театр получил негласное звание Сибирского МХАТа. Фото: АиФ / Елена Иванова

Наше самое масштабное детище – межрегиональный фестиваль «Ново-Сибирский транзит», который вышел на высокий уровень. Его часто сравнивают с национальным фестивалем-премией «Золотая маска». Московская пресса пишет о том, что он признаётся вторым по значению фестивалем в стране. Это наш авторский проект. На фестиваль приезжает до 700 гостей из разных городов. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах