Молодёжь объединяется в клубы любителей повозиться с железками. Объекты для реставрации привозят буквально со свалок. Состоятельные люди выкладывают миллионы за старинные авто в отличном техническом состоянии.
Знатоки советуют сибирякам, в чьих гаражах сегодня стоят старые «жигули», «москвичи» и «тойоты», не спешить сдавать их в металлолом – через 10–20 лет сегодняшний автохлам будет иметь большую ценность.
Авто американских гангстеров
В коллекции новосибирского клуба любителей ретротехники – около 20 машин и мотоциклов. Большинство из них куплены у владельцев, собиравшихся сдать транспортные средства в утиль. Часть отреставрированных машин хранится в помещении мастерской, часть – в личных гаражах членов клуба. В ближайшем будущем, надеются активисты, в городе появится музей ретротехники, в котором все желающие смогут осмотреть и потрогать старинные автомобили.
Одна из жемчужин коллекции ретроклуба – уже отреставрированный ЗИМ 1954 года выпуска. Павел ГУМЕНЮК вместе с единомышленниками собирал его буквально по винтику. В ретромастерской Павел работает пятый год. Сначала занимался шпаклёвкой, покраской. Сейчас – снабженец. Доставать запчасти для старинных машин – очень сложно. Порой детали приходится вытачивать вручную. Поэтому у большинства ретроавтомобилей «начинка» современная. Например, у ЗИМа, что в коллекции ретроклуба, – японский двигатель от «Тойоты Марк II», автоматическая коробка передач, резина yokohama, система климатконтроля, электростеклоподъёмники.
Впрочем, говорит Павел, советский автопром 50-х годов тоже выпускал автоматические коробки передач и электростеклоподъёмники. Но устанавливались они исключительно в машинах премиум-класса, на которых ездили представители партийной элиты, директора крупных заводов. ЗИМ – как раз такая машина. В 1954 году она стоила 40 000 рублей. Из «простых смертных» купить эту роскошь могли разве что шахтёры – представители самой высокооплачиваемой профессии в СССР. Поэтому сейчас больше всего ЗИМов сохранилось в Кузбассе.
Миллион за «инвалидку»
Со Станиславом КУДИНОВЫМ мы общаемся в шикарном салоне «Чайки». Передвигаться на машине с кузовом длиной 6 м по улицам современного города – непросто. Другие водители понимают это и пропускают нас, приветственно мигая фарами и поднимая вверх большой палец.
По профессии Станислав – автомаляр: «Красить обычные автомобили – это просто работа. А восстанавливать старинные машины – это творчество».
Кстати, Станиславу доводилось реставрировать не только автомобили, но даже пулемёт «Максим» времён Гражданской войны. Его в ретромастерскую принёс один частный коллекционер.
К сожалению, об истории ретроавтомобилей в новосибирской коллекции практически ничего не известно. Зато энтузиасты с охотой рассказывают, как происходит сам процесс реставрации.
Сначала из машины вытаскивают все «внутренности». Затем пустой кузов «пескоструят» – обрабатывают абразивным порошком на основе песка, распыляемым потоком воздуха. Детали, повреждённые коррозией, заваривают, шпаклюют. Потом красят в камере.
Пожалуй, один из самых сложных и дорогостоящих этапов работы – воссоздание отделки салона. Например, «изюминкой» ЗИМа были хромированные детали. Сейчас стоят они очень дорого: передний бампер – 100 тыс. рублей, решётка радиатора – 140 тыс. Современная рыночная цена ЗИМа – от 100 тыс. за ржавый кузов до 25 млн – за шикарный экземпляр. Ну а в среднем – 2–2,5 млн руб.
Цена ретроавтомобиля зависит от того, насколько массовым «тиражом» он был выпущен. Самые редкие из отечественных – ЗИМы и «Победы». А ещё «Москвичи 412». Их, конечно, было больше, чем ЗИМов. Но автомобиль был дешёвый, поэтому большинство «москвичей» закончили свой жизненный путь на свалке. Те, что остались, представляют большую ценность.
В коллекции новосибирских любителей автостарины есть почти уникальный экземпляр – СМЗ (Серпуховский моторный завод). В простонародье эту машину называли «моргуновка» – по фамилии артиста Моргунова, снявшегося на этой машине в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Эта модель при социализме бесплатно выдавалась инвалидам. Сейчас коллекционеры выкладывают за неё 1 млн руб.
«У каждой машины, как у человека, есть судьба. Некоторые умирают молодыми. Другие живут долго. Я даю машине второй шанс на жизнь, – Павел Гуменюк объясняет, в чём кайф работы по реставрации автомобилей. – Самое интересное, что некоторые из этих машин переживут нас, если им повезёт с хозяевами».