Однако уже на этапе принятия закона вокруг него начались дебаты, которые не утихают и по сей день. Как отразится принятие закона на новосибирских врачах и пациентах?
Закрепили, но не то
По мнению медицинского аналитика Елены БОБЯК, основной недостаток закона в том, что он реально ничего не меняет в здравоохранении. При этом некоторые нежелательные моменты (связанные, прежде всего, с финансированием) теперь закреплены законодательно.
— Тарифы, по которым вынуждены работать медицинские организации, не имеют ничего общего с настоящей стоимостью лечения. При их формировании чиновники исходят из количества денег в бюджете и не учитывают цены, которые сегодня реально существуют. Поэтому в рамках программы государственных гарантий невозможно лечить пациентов современными препаратами или же проводить полноценное обследование. Как результат — поздняя диагностика серьезных заболеваний, многие болезни выявляются на поздних стадиях.
Без кучи бумажек не заработает
По мнению председателя Новосибирской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ Галины ПЕЧЕРСКОЙ, одна из главных проблем нового закона о здравоохранении — его несогласованность с другими документами, регламентирующими работу медиков, в том числе с законом об ОМС и программой госгарантий.
— В 41 статье конституции РФ сказано, что каждый человек имеет право на получение медицинской помощи без каких-либо ограничений. А программа госгарантий говорит лишь об ограниченном перечне услуг, которые человек может получить бесплатно. Получается несоответствие. И новый закон этих противоречий не разрешает.
Кроме того, по словам Галины Ивановны, для того чтобы закон начал полноценно функционировать, нужно разработать огромное количество дополнительных приказов и нормативных документов.
— В законе написано, что пациент может выбирать врача по своему желанию, — говорит Галина Печерская, — а механизма реализации данного положения не предусмотрено. Замечательно, когда есть хороший врач. Но к нему захотят попасть многие: как он справится с наплывом всех желающих? Он будет просто не в силах принять всех.
По словам руководителя профсоюза медиков, благодаря влиянию общественности и профсоюзов в новом законе удалось пробить несколько важных для медиков моментов. В частности, теперь законодательно закреплено право врачей на бесплатное обучение в рамках повышения квалификации и получения специализации.
Скрытая угроза?
Один из самых обсуждаемых аспектов закона — возвращение к определению здоровья как «состояния физического, психического и социального благополучия человека». Включение в определение социального аспекта многими людям кажется опасным. Родители боятся перегибов, когда детей будут забирать не только из социально неблагополучных семей, но и из обычных — с невысокими доходами, где родители не могут обеспечить их какими-то социальными благами. По словам Елены Бобяк, данное определение соотносится с формулировкой здоровья, предложенной Всемирной организацией здравоохранения, и никаким образом не может повлиять на положение детей. К тому же, по мнению специалиста, подобные претензии к здравоохранению прямого отношения не имеют.
— Это социальный аспект, — поясняет Елена Анатольевна. — Сегодня у нас к здравоохранению нередко предъявляются претензии социального характера, которые находятся вне компетенции медиков.