Новосибирск, 10 апреля, АиФ – Новосибирск - Сегодня медики скорой помощи в Новосибирске выезжают не на все вызовы, а только в том случае, если есть угроза жизни. После внесения изменений значительно выросло число граждан, недовольных временем приезда неотложки и качеством медицинского обслуживания.
Пенсионерке Вере Бурчиновой 78 лет, поэтому болезней немало. Она уже давно привыкла при недомоганиях набирать 03. Врачи обычно приезжали быстро, измеряли давление и температуру, выслушивали жалобы старушки, ставили укол, советовали следить за здоровьем и уезжали.
— Недавно я вызвала скорую помощь, потому что у меня снова поднялось давление, — жалуется Вера Николаевна. — Но машина не приехала, а через полтора часа после вызова пришел участковый терапевт. Поставил укол, выписал кучу лекарств, назначил время приема. Что же, теперь скорая к пенсионерам не ездит?
Врач из поликлиники
Ездит, но не ко всем. В 2013 году в работе скорой помощи произошли изменения. Все вызовы, поступившие на телефон 03, распределяются по различным категориям. На экстренные, то есть те, которые могут быть обслужены только врачами скорой помощи и чреваты угрозой для жизни пациента, выезжает именно скорая. Вызовы с жалобами на температуру, недомогание или систематические вызовы с одного и того же адреса переводятся на службу неотложной помощи поликлиники — в этом году она организована во всех поликлиниках Новосибирска, и ее врачи обслуживают именно такие вызовы.
— Каждый должен заниматься своим делом, — говорит Ирина БОЛЬШАКОВА, главный врач новосибирской Службы скорой медицинской помощи. — Скорая — это экстренная помощь, и есть задачи, которые никто, кроме нас, не решит. Временные ресурсы нашей службы не безграничны, и если, например, мы поехали на вызов к человеку с легким недомоганием, то можем опоздать на ДТП с пострадавшими или не помочь нуждающимся в другой серьезной ситуации.
Количество вызовов, передаваемое на неотложную помощь поликлиник, очень небольшое — около ста взрослых и двадцать пять детских в сутки. Это значит, что в каждой поликлинике прибавилось по два-три вызова, не больше. Врачи неотложной помощи поликлиник сегодня взяли на себя часть вызовов, предназначенных для участковых терапевтов и педиатров.
Плюсы реорганизации должны почувствовать не только медики. Зачастую тем, кто вызывает скорую, нужно постоянное медицинское наблюдение. Больному необходимо выписать рецепт, направить на анализы или на консультацию к узкому специалисту, дать больничный лист. Врач поликлиники сделает это при первом же визите. Особенно важно посещение участкового педиатра при детских болезнях — ребенка должен лечить доктор, который знаком с его медкартой и хорошо представляет, какую реакцию вызовет тот или иной препарат у конкретного больного.
Мнения новосибирцев в оценке изменений работы скорой пока кардинально расходятся. К тому же есть немало проблем, которые решить так и не смогли.
Бумажный потоп
Евгения Рыжкина — молодая женщина, внезапно ставшая стремительно набирать вес. Сидение на диетах, занятия спортом, изменение рациона питания и ритма жизни никак не помогли справиться с неожиданно возникшей проблемой.
— Как-то раз знакомая сказала, что, возможно, мне нужно обратиться к эндокринологу, — рассказывает Евгения, - и я позвонила в поликлинику, чтобы записаться к нему на прием. Но все оказалось очень сложно. Сначала нужно зачем-то посетить участкового терапевта, который направит к узкому специалисту. Только записаться на прием к нему в поликлинике № 20 оказалось практически невыполнимой задачей — все расписано на месяцы вперед.
Причем такая ситуация во многих городских поликлиниках.
— Беда всего российского здравоохранения — это острая нехватка кадров, — поясняет Игорь ВОРОБЬЕВ, главный врач городской поликлиники № 20. — Правда, показатели укомплектованности врачами в Новосибирской области несколько выше общероссийских. В ряде регионов просто невозможно попасть к узкому специалисту, люди лечатся у терапевтов или занимаются самолечением. Но проблема нехватки узких специалистов и у нас стоит достаточно остро. Мало молодежи приходит работать в поликлиники и стационары. Причина — потеря престижности профессии врача. В ее основе лежат многие факторы: сравнительно невысокие зарплаты, очень напряженный, ответственный труд, приводящий к быстрому эмоциональному выгоранию и физической усталости, большое количество бумажно-бюрократической работы. Врачи все чаще вынуждены заниматься оформлением различных справок, написанием планов, отчетов, составлением регистров-формуляров и т. д. У утонувших в море бумаг медиков на общение с пациентами остается крайне мало времени. Кроме этого, считаю, что в медицинских вузах должно быть как можно меньше обучающихся за деньги. Потому что после платного обучения психология врача меняется: он больше думает о деньгах, нежели о пациенте. Есть еще один аспект проблемы — последипломное обучение. Нужно сделать его доступнее, дешевле для врача. Например, у нас в поликлинике сейчас нет онколога. Для того чтобы претендовать на эту должность, необходимо иметь специальность «хирург» и пройти первичную специализацию по онкологии. А для этого приходится ехать учится в соседние регионы. Но всем, кто не может попасть на прием к узкому специалисту, нужно обратиться с этой проблемой к своему участковому врачу или к заведующему отделением, ко мне, в конце концов. Мы поможем попасть на консультацию к нужному доктору.
Но разве это нормальная ситуация: чтобы попасть к узкому специалисту, нужно обращаться к заведующему или к главному врачу? А если завтра придут сотни больных?