Сегодня День Победы! Да, тот счастливый день,
Когда упала с Родины фашизма злая тень.
Сегодня мы поздравим живых, что здесь с тобой,
Помянем, что погибли в атаке огневой,
Кто был раздавлен танком, лёг с пулею в груди,
Не смог на переправе до берега дойти.
Сражался кто героем и умер как герой.
И подарил кто жизни таким, как я с тобой.
Их братские могилы на той земле стоят,
Что пядь за пядью кровью отстаивал солдат.
Не каждому солдату поставлен обелиск,
Но память о них свята, чей долг пред Русью чист.
Давайте же мы будем благодарить живых –
И бабушек любимых, и дедушек родных.
Неважно, если в бланке проставлен рядовой,
Матрос иль санитарка – ведь всё равно Герой!
Любите, уважайте, возьмите их в пример,
Давайте чтить и славить их подвиги теперь!
Советским генералам, советским рядовым,
Солдатам нашим – Слава! И павшим и живым!
В нашей семье воевало пять моих дедов. Мой родной дедушка Николай Семёнович Илюшечкин, его брат Василий, а также три брата моей бабушки: Павел Парфёнович, Леонид Парфёнович и Пётр Парфёнович Барбашовы. Я хочу рассказать о некоторых из них.
Петр Парфёнович был младшим из братьев (самой младшей в семье была моя бабушка). В 1939 г. был призван в Красную армию.
Когда началась война, Пётр служил в пограничной части в г. Иркутске. Написал заявление с просьбой об отправке на фронт. В мае он получил разрешение к отправке на фронт под Тулу. К осени 1942 г. его часть была переброшена под г. Орджоникидзе, где вступила в бой с фашистами.
9 ноября 1942 г. в 7 км от Орджоникидзе, у села Гизель развернулись тяжёлые бои с немцами. 34 полк, в котором служил Пётр, начал наступление. Однако продвижению советских войск мешали ДЗОТы противника. Командир полка приказал захватить укрепления силами танкового десанта. Разместившись на танкетках, автоматчики пошли в атаку. Машина, на которой находился Пётр Парфёнович, уничтожила один ДЗОТ, но ещё один, заливавший атакующих свинцом, танкетка достать не могла.
Видя это, Пётр спрыгнул с машины и увлёк бойцов за собой. С 25 метров он бросил гранату и ДЗОТ замолчал. Отряд поднялся, но фрицы снова открыли огонь. Первая же очередь прошла по ногам Барбашова. Упав, он продолжал ползти, держа в руке автомат. Второй очередью ударило по руке, выбило оружие. И тогда, собрав силы, Пётр поднялся в рост и кинулся грудью на амбразуру ДЗОТа, закрыв её своим телом. Бойцы 34 полка ринулись вперёд и отбросили врага на 30 с лишним километров.
Моему двоюродному дедушке, Пётру Парфёновичу Барбашову, 13 декабря 1942 г. присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Свой героический подвиг он совершил пятью месяцами раньше Александра Матросова. 9 мая 1983 г. в Северной Осетии у г. Орджоникидзе (теперь г. Владикавказ) в селе Гизель был открыт памятник Петру Парфёновичу Барбашову.
Памятник Петру Парфёновичу Барбашову. Северная Осетия, село Гизель |
Мой родной дедушка, Илюшечкин Николай Семёнович попал на фронт в семнадцать лет. Служил в 61 Гвардейском полку 17 Гвардейской дивизии I Белорусского фронта в батарее противотанковых орудий. На батарее дедушка был самым младшим, его называли «сынок».
Его боевой путь начался с освобождения Белоруссии. Все операции проводились в тесном содействии с партизанами. Бои шли в болотах, Николай Семёнович два раза тонул, но чудом оставался жив.
Далее следовало освобождение Польши. После взятия ряда городов 17 Гвардейская дивизия закрепилась на восточном берегу реки Вислы. А на западном была Варшава. 14 января 1945 г. началась переправа через Вислу. Под сильнейшим обстрелом бойцы по понтонному мосту переправлялись на другой берег. Батарея дедушки потеряла орудие. Переправившись, дивизия вступила в бой за Варшаву, который продолжался три дня. 17 января 1945 г. Варшава была очищена от гитлеровцев. Часть, где служил дедушка, двинулась дальше и, закончив освобождение Польши, перешла границу с Германией.
На немецкой территории его полк вышел на знаменитые Зееловские высоты. Развернулись жесточайшие бои. Гитлер говорил, что эта линия обороны неприступна. В это время Николай Семёнович стал наводчиком и уничтожил множество вражеских машин. После долгих боёв Зееловские высоты были взяты.
23 апреля 1945 г. дедушка встречался с американцами на реке Эльбе. Американские командиры восхищались воинами-сибиряками. Говорили, что, разбирая информацию о сражениях на Восточном фронте, они пришли к выводу – к победе всегда приводило вступление в бой сибирских дивизий.
Дедушка участвовал во взятии Берлина. Немцы стреляли из каждого подвала и окна. Официально Берлин был взят 2 мая 1945 г., но зачистки последних очагов сопротивления закончились лишь 5 мая. День победы Николай Семёнович встретил в Берлине.
Мой дедушка награждён Орденом Отечественной Войны II степени, медалями: За Отвагу, За Боевые заслуги, За Освобождение Белоруссии, За Освобождение Варшавы, За Взятие Берлина и др. Сейчас он живёт в городе Бердске.
Брат Николая Семёновича, Василий Семёнович, был разведчиком, работал в немецком тылу, дважды ранен. В Польше, при выходе из окружения был тяжело ранен, развилась гангрена и спасти его не успели. Он похоронен в польском городе Сандомир.
Николай Семенович Илюшечкин с внуком Виталием |
Своим дедушкам и всем участникам Великой Отечественной Войны я посвящаю еще одно стихотворение:
Хочу сказать спасибо, деды,
За подвиг Ваш, за то, что Вы
Отвагой, Честностью, Любовью
И мир, и Родину спасли.
Сражались Вы под Сталинградом,
Потом под Курском «тигры» жгли,
Вы вражьи ДОТы превратили
В клочки разметанной земли.
На море Ваши шли торпеды
К бортам фашистских крейсеров,
И «перышки» под облаками
Вы сбили с Геринга «птенцов»…
Спасибо, деды, за Победу!
Желаю Вам я долгих лет.
Чтоб Ваша преданность и смелость
Служили нам примером впредь.
Хочу, орудий чтоб раскаты
Не нарушали Ваш покой,
И птичье слушали Вы пенье
Любуясь утренней зарей.
Мы всех Вас любим и гордимся!
Ваш подвиг будет незабвен!
Пусть будет день Девятый мая
Для Вас Победы счастья день!
Виталий Илюшечкин,
15 лет,
Новосибирск