Неоценимую роль в становлении города сыграла наука, которая сосредоточена в Академгородке, где сконцентрированы интеллектуальные, культурные и духовные силы Сибири.
День рождения Академгородка
Идея создать комплекс научных учреждений, который будет способствовать развитию Сибири и Дальнего Востока, а также росту потенциала науки всей страны, принадлежит академику Михаилу Лаврентьеву и его коллегам.
Ирина Крайнева, историк, научный сотрудник Института систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН, рассказывает: «Лаврентьев, Христианович и Лебедев опубликовали в феврале 1957 года в газете «Правда» статью, в которой предлагали избыточные силы науки из центра переместить на восток страны. Идея оказалась столь плодотворной, а воля её авторов – непреклонной, что уже спустя три месяца появилось историческое Постановление ЦК КПСС «О создании Сибирского отделения Академии наук СССР». Этот день можно считать днем рождения и Новосибирского научного центра».
Кадры из фильма «Девять дней одного года» (1962 год), главные события которого происходят в молодом новосибирском Академгородке.
Столицу Сибири выбрали для строительства Академгородка не случайно: здесь уже располагался Западно-Сибирский филиал АН СССР, город был промышленно развитым центром, находящимся в четырёх часах полёта от Москвы. Первые группы молодых учёных приехали в Новосибирск осенью 1957 года. Они селились по две семьи в одной квартире на ул. Советской. Сам академик Лаврентьев вместе с женой жил в домике лесника на окраине будущего городка. Первопоселенцы называли себя «аборигенами», зимой в щитовых домах замерзала вода, но их это не смущало – они были счастливы и горды, что стали первыми.
По воспоминаниям Лаврентьева, многие партийные функционеры, чиновники не могли поверить, что московские академики, отказавшись от возможных перспектив в столице, приехали в Сибирь добровольно!
«Один из партийных чиновников, – продолжает историк, – как-то сказал Лаврентьеву: «Я не знаю, за какие грехи тебя сюда сослали…».
Симбиоз наук
Понять феномен Академгородка можно, увидев эмблему Сибирского отделения РАН – математический значок сигма, пересечённый кривой графика взрывной волны. Ирина Крайнева рассказывает: «Символика сигмы хорошо иллюстрировала идею Сибирского отделения: 18 буква греческого алфавита в математике означает сумму, а в случае Академгородка – симбиоз широкого спектра наук, объединение всех направлений! График взрывной волны – метафора создания научного центра в Сибири, подобного вспышке молнии, взрыву, создающему новое качество, новую сущность. Кроме того, Институт гидродинамики, в котором работал Лаврентьев, был первым институтом Академгородка, в нём же изучались взрывы и их приложения».
Все, кто был в Академгородке, отмечают, что в этом месте царит неповторимая атмосфера: дух свободы и творчества. Как её удалось создать? Ирина Александровна вспоминает: «Академгородок создавался в период хрущёвской «оттепели» – времени надежд и ожиданий. Стали отходить от идеологии сталинизма, была вера в безграничные возможности науки и техники, исключительную социальную миссию ученых – на этом базировалась духовная атмосфера Академгородка того времени. Отличительной его особенностью стала и интеллектуальная свобода. Здесь появились дискуссионные клубы, например, «Под интегралом» и кофейно-кибернетический клуб. В Доме учёных проходили выставки художников Фалька, Филонова, Грицюка, Шемякина, Гриневича. В 1968 году «лебединой песней» вольномыслия стал первый официальный фестиваль авторской песни, на котором пел Галич».
Новосибирский Академгородок стал уникальным явлением, его появление вызвало большой резонанс в научных и правительственных кругах всего мира. Он стал прообразом научных центров в Японии, Франции и других развитых странах.