Недавно на встрече с железнодорожниками мэр Анатолий ЛОКОТЬ предложил возвести памятник инженеру-путейцу Николаю Гарину-Михайловскому, который считается основателем Новониколаевска. Но с этим согласны не все историки и краеведы.
Противоречивая фигура
Дискуссии об отце-основателе Новосибирска пылают с переменным успехом вот уже более полувека. В советское время в этом споре верх одерживали «гарино-михайловцы». В постсоветское – антимихайловцы.
Александр АГАЛАКОВ, экс-пресс-секретарь Западно-Сибирского УВДТ, долго изучал по архивным документам всё, что связано со знаменитым сегодня инженером-путейцем.
– Александр, некоторые краеведы и вы из их числа, считают, что фигура Николая Гарина-Михайловского не однозначна?
– Да она противоречива во всех отношениях! В архивах есть свидетельства о странностях этого человека: в своём имении он пахал на верблюдах, селекционировал мулов, в Москве жил «шведской семьей» с двумя жёнами и 11 детьми, давал деньги социал-демократам на убийство полицейских. Об этом немало информации есть в монографии профессора Чибрякова «Тайны некоронованной столицы Сибири». Но – главное – при строительстве железной дороги в Сибири он ратовал за «экономию» такого рода: за прокладку узкоколейного Транссиба, за станции без вокзалов и за паромные переправы вместо постройки железнодорожных мостов! А ему в советское время вдруг приписали находку кривощёковского перехода через Обь, где возвели мост, давший сильный толчок развитию города!
– Получается, что радеть за обской мост Гарин-Михайловский даже идейно не мог?
– Конечно. Известно ещё об одном некрасивом, мягко говоря, факте из его жизни – этот кандидат на занятие места на пьедестале Новосибирска также крупно проштрафился: он взял в госказне 2,4 миллиона рублей на поставку сена для русской армии, но деньги промотал и ожидал суда. Ему простили этот должок… после смерти, последовавшей в 1906 году от неумеренного употребления возбуждающих средств для общения с любовницей.
– Но на каком основании вдруг выдвинули в основатели города именно этого человека?
– Этот инженер стал известен благодаря своим книгам. Кстати, двойная фамилия путейца возникла много позже его кончины: Гарин – это псевдоним Михайловского, который, помимо вышеперечисленных увлечений, писал книги. В 1916 году вышло его полное собрание сочинений – 8 томов. Издание повторили в 50-е годы прошлого века. Тогда же встал вопрос о памятнике: коммунисты помнили, что 100 тысяч рублей из украденных из царской казны миллионов Гарин передал им на революционную борьбу. Тем более его друг Горький записал скоропостижно скончавшегося приятеля в пантеон столпов соцреализма.
Город Новосибирск рос, и местные краеведы, разделившиеся на два лагеря, стали спорить об отце-основателе. Нашлись некоторые архивные данные, указывающие, что кривощёковский переход, давший тот сильный толчок городу, при строительстве Транссиба являлся яблоком раздора.
Дело в том, что у Николая Михайловского был начальник – однофамилец по имени Константин. Оба Михайловских не сработались, часто ссорились. Повздорили и из-за этого перехода: Константин вдруг распорядился перенести место строительства моста под Дубровино, якобы из-за взятки. А Гарин-Михайловский, «честнейший человек и блестящий инженер», стал строчить докладные, публиковать фельетоны, так что вышестоящее начальство возмутилось за вынесенный сор из избы, и Гарин уволился. (Он часто менял места работы). Но в итоге кривощёковский вариант устоял. Так ни одной ногой не стоявший на обском берегу Гарин-Михайловский стал умозрительным основателем города.
Правда или кривда?
– Вы хотите сказать, что Гарин-Михайловский даже никогда не был в Сибири, в наших краях?
– По Сибири он проезжал пассажиром. Пару месяцев со своей партией вёл изыскания на отдалении от перехода, выбранного под мост. Но в советское время его стали сравнивать с Колумбом, который открыл Америку. Именно он, Христофор, а не тот безвестный матрос, который, стоя на клотике (верхней площадке мачты) закричал, что видит землю. Ведь и у нас часто так происходит: главное не видеть, а предвидеть. Хотя Колумб предвидел Индию, а не Америку. Ничего непредвиденного не было и у Гарина. Этот переход обнаружили и задокументировали ещё в 1823 году. А пользовались им ещё раньше – в 1699 году.
Новосибирский профессор Геннадий Чибряков открыл, что в этот год с подачи Петра I для «укрепления и бережения левого берега Оби» поставили форпост, охранявший переправу через реку. А переправлять было что – серебряную руду, в чём остро нуждалась новая Россия. Но эти сведения «гарино-михайловцы» отбрасывают прочь. Зацикленные на юбилеях города, они продолжают и сегодня гнуть линию о своём кумире как об отце-основателе.
Гарин-Михайловский и так уже прославлен не по заслугам: на станции Тутальской Кемеровской области и в посёлке Сургут Самарской области ему посвящены памятные доски. В Кургане и на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге на его могиле стоят внушительные монументы. На волне компанейщины на 100-летие Новосибирска его именем названы привокзальная площадь и станция метро, а во дворе школы № 151 установлен бюст, выполненный скульптором А. Крутиковым. На странице школьного сайта с видом на памятник «отцу-основателю» имеется девиз со словами о завещанной нравственности и чести… Но это просто цинично – о какой чести можно говорить?! А тут ещё к 125-летию юбилея Новосибирска новый мэр планирует установить ещё один памятник этому якобы герою.
– Но зачем столько лет внушался этот миф? Непонятно. Только для того чтобы у города был какой-то символ, кумир?
– «Гарино-михайловцы» напористо и массированно защищают партийный фольклор о первооткрывателе перехода, который больше прославился другими делами – неблаговидными. Зачем эта ложь? Зачем прославлять никчёмного инженера, азартного афериста и, конечно, спонсора красного террора, развязанного в революцию 1905 года? Но я считаю, что должна восторжествовать правда, и памятников достойны люди, которые действительно сделали что-то из ряда вон выходящее, значительное для своей страны, для общества! Я считаю, что наш прекрасный город достоин лучшего. Нужно открыть правду о Гарине-Михайловском новосибирцам и предложить им проголосовать – захотят ли они, чтобы за деньги налогоплательщиков поставили лже-основателю и аферисту памятник? Вот уже стоит на набережной памятник Александру III, царю-основателю сибирской железной дороги, и великолепно. Поставьте уж лучше ещё двум основателям – кривощёковского перехода Петру I и Николаю II, который вёл строительство дороги, если так хочется!