Примерное время чтения: 5 минут
285

Бесценная связь на войне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ на Оби 25/03/2015 Сюжет АиФ-Новосибирск проводит акцию к 70-летию Победы

Александр Чекунов попал на фронт связистом в 17 лет, приписав себе год. Сейчас ему уже 88 лет, но он до сих пор помнит тяжёлые дни войны и удивляется, как ему удалось выжить в такой мясорубке.

Рассказывать о непростой работе связиста на фронте Александр Васильевич готов часами: «Во время боя в любую минуту может поступить приказ: «Дать связь!». Тут же берёшь телефонный аппарат, моток кабеля и бежишь под огнём противника, падаешь на землю, когда где-то рядом с тобой рвётся снаряд или свистит пуля снайпера. И так испытываешь свою судьбу один на один со смертью в широком поле». Эти воспоминания до сих пор тревожат ветерана и заставляют душу замирать.

Хоть зубами грызи

Ходить по краю жизни и смерти молодому бойцу Александру Чекунову приходилось не раз. Ведь порыв кабеля нужно было устранять в любых условиях: и во время тяжёлых боёв, и на мушке снайпера, и под бомбёжками.

«Особенно тяжёлой была работа, когда после слякоти ударит мороз. Извлечь провод из мёрзлой земли непростое дело, — вспоминает Александр Васильевич. — Хоть зубами грызи, а смотать провод до последнего метра надо. Приходилось в упор из карабина расстреливать, дробить куски грязи».

Один день, когда молодому связисту судьба улыбнулась дважды, Александр Васильевич до сих пор помнит ярко, и когда рассказывает, молодеет и из своей квартиры в Кемерово переносится в один из летних дней 1944 года в Западную Украину…

«В тот день, как обычно, меня послали отыскивать обрыв. Линия связи была проложена по ветвям деревьев, пришлось лазить и проверять. На поясе у меня висела граната — «лимонка». Я так увлёкся работой, что и не заметил, как у гранаты отвернулся колпачок, и она повисла на капроновом жгутике. В любой момент мог произойти взрыв, и я бы погиб из-за собственной невнимательности». Но благодаря случайной встрече Александр остался жив, мимо него прошли двое солдат и сказали, что «лимонка» может в любой момент взорваться. Молодой связист обомлел от того, что так глупо мог погибнуть. Он снял гранату с карабинчика, завернул покрепче колпачок и пошёл дальше искать порыв.

Игра в кошки-мышки

Но он ещё не знал, что по-прежнему находится на волосок от гибели.

«Кончился лесок, я вышел в поле, а порыва всё не могу найти. Внезапно тишину летнего дня нарушил немецкий самолёт «Мессершмидт». Он на бреющем полёте пронёсся надо мной и выпустил пулемётную очередь. Я успел спрятаться в окоп. Но немецкие лётчики на этом не успокоились. И стали играть со мной в кошки-мышки. Только я вылез из окопа и продолжил работу, как увидел приближающийся самолёт. Я побежал к железнодорожному мосту и успел укрыться. Всё стихло, самолёт улетел, и я решил, что можно опять искать порыв. Занялся работой и недалеко услышал гул мотора. Изо всех сил побежал к брошенному дому, который стоял неподалёку. Вбежал в комнату, упал на пол и услышал свист летящей бомбы и сильный взрыв…». Александру повезло, она разорвалась рядом с домом.

Охотиться на связистов и офицеров Красной армии на самолётах — было одно из излюбленных развлечений немецких асов. Они сначала загоняли до бессилия свою жертву на открытой местности, а затем убивали. В тот летний день фашистские лётчики, видимо, решили, что бомба добила связиста, и улетели. А молодой Александр Чекунов с опаской, прислушиваясь, вышел из дома и пошёл дальше искать обрыв на линии.

Листок с молитвой

В 1946 году, вернувшись с фронта и прокручивая в памяти все случаи своего чудесного спасения, которых за годы войны было множество, Александр Васильевич не находил им объяснения. Но однажды случайно в потайном кармашке кошелька, который он носил с собой всю войну, он обнаружил свёрнутый тетрадный лист с молитвой.

«Этот листок с молитвой перед войной принёс моей матери наш сосед, служитель церкви, — рассказывает Александр Васильевич. — Но я его брать с собой не хотел, считал, что всё это суеверия. А мама незаметно подложила его в мой кошелёк. Когда после войны я его нашёл, подумал, что, может быть, эта молитва и защитила меня…»

Тетрадный листок в клеточку, на котором чернилами написана молитва, Александр Васильевич хранит до сих пор, но старается о нём почти никому не рассказывать. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах