В середине октября 2025 года многие автовладельцы Новосибирска с удивлением обнаружили: привычные колонки на независимых заправках либо пусты, либо вовсе закрыты. Наиболее популярные марки топлива — АИ‑92 и АИ‑95 — исчезали с табло цен, а на тех станциях, где бензин еще был, выстраивались очереди.
«Еду по привычному маршруту, заезжаю на АЗС — колонка пустая. Поехал на другую — та же история», — рассказывают местные автомобилисты, делясь в соцсетях фотографиями заправок с отключенными табло и объявлениями об отсутствии тех или иных сортов топлива на окошках касс.
Почему исчез бензин
На фоне дефицита Новосибирское управление ФАС России направило официальное предупреждение ООО «Газпромнефть‑Региональные продажи». По данным антимонопольного ведомства, компания занимает доминирующее положение на рынке бензинов и дизельного топлива в области.
Основанием для предупреждения стало то, что в октябре 2025 года производитель нефтепродуктов заметно нарастил объемы реализации топлива крупным вертикально‑интегрированным нефтяным компаниям — за счет независимых АЗС. Отпуск топлива для них был сокращен: в два раза для АИ‑95, в четыре раза для АИ‑92. Упал отпуск и для дизельного топлива.
По мнению экспертов отрасли, такое перераспределение объемов способно в короткие сроки вызвать перебои на независимых станциях, полностью зависящих от сторонних крупных поставщиков.
ФАС не нашла объективных причин
Примечательно, что в ходе анализа Новосибирское УФАС не выявило обстоятельств, которые могли объективно оправдать ограничение отпуска топлива независимым участникам рынка. То есть речь идет не о форс‑мажоре вроде аварии на заводе или перебоев в логистике, а о решении, принятом поставщиком.
По мнению экспертов, такие конфликты между крупными поставщиками и независимыми АЗС подчеркивают уязвимость регионального топливного рынка. В ситуации, когда один поставщик играет ключевую роль, любое изменение условий поставок может привести к ощутимым последствиям для потребителей.
Как живет город без бензина
Новосибирские водители уже начали перестраивать свои привычки. Одни стали заправляться «про запас», другие — менять маршруты, чтобы найти работающую станцию.
Сейчас глобальных очередей на городских АЗС нет, но эксперты предупреждают: ситуация может измениться в любой момент, если поставки не наладятся. Особенно это затронет тех, кто ездит за город, где расстояния большие, а АЗС не так много.
Водители советуют друг другу заранее проверять наличие топлива на конкретных станциях и при необходимости иметь с собой запасную канистру. «Лучше потратить лишние полчаса заранее, чем застрять на трассе с пустым баком», — говорят читатели «АиФ на Оби».
Что будет дальше
По мнению специалистов, развитие ситуации зависит от того, выполнят ли нефтяники предписание ФАС. Если объемы поставок независимым АЗС восстановят, рынок сможет вернуться к привычному ритму. Но если конфликт затянется, дефицит топлива рискует стать регулярным явлением.
Эксперты также напоминают, что подобные эпизоды происходили и раньше — в разных регионах России, особенно в периоды роста спроса или при изменении цен на мировых рынках нефти. Однако в большинстве случаев проблемы удавалось решить в течение нескольких недель.
«Заправочный» кризис в Новосибирске стал еще одним примером, как зависимость от одного доминирующего поставщика может поставить под угрозу стабильность всего регионального рынка. А пока выход из кризиса ищется в высоких кабинетах, новосибирцы продолжают пересылать друзьям и знакомым фотографии табло с заправок — чтобы те знали, где можно заправиться, не слишком затягивая пояса.