213

Почему жить в мегаполисе небезопасно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ на Оби 17/04/2019
Люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, тяжело идут на контакт.
Люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, тяжело идут на контакт. © / Елена Склярова / АиФ

 

Сын недавно переехал в Новосибирск, поступил учиться. А я теперь переживаю, ведь мегаполис – это не только перспективы, но ещё и риски, соблазны, которые могут стать угрозой для безопасности...

Надежда Павлова,
Болотное

Какая зависимость разрушает?

Казалось бы, город больших возможностей просто не оставляет времени и сил на такие пагубные привычки, как алкоголь и наркотики. Но психологи утверждают: жители мегаполиса, ежедневно подверженные стрессу, предпочитают таким образом расслабляться, уходить от проблем. По словам главного внештатного психиатра-нарколога регионального минздрава Равиля Теркулова, показатели по нарко- и алкозаболеваемости в Новосибирской области с каждым годом падают. Но эта позитивная тенденция меркнет на фоне другой, настоящей статистики.

«Более 40% жителей включены в проблему наркомании: они реально знают, что такое
наркотики и даже могут оценить степень их распространённости, – рассказал Теркулов. – Особенно шокирует, что среди тех, кто когда-либо пробовал запрещённые препараты, 1,2% – это дети от 14 до 17 лет. Также растёт число алкогольных отравлений в Новосибирской области. Среди мужского населения старше 15 лет алкогольными расстройствами страдают 30% населения, среди женского – 9,5%».

Но главная проблема в том, что эта статистика не полностью отражает реальную картину, ведь далеко не все обращаются за квалифицированной медицинской помощью, а отсюда высокая латентность по алкозависимости. Поэтому на самом деле в Новосибирской области алкоголем злоупотребляют свыше 120 тысяч человек, и это – только мужчины.

Почему высокий градус?

Нетрезвые водители часто становятся виновниками ДТП. Взять, к примеру, недавний случай: 9 апреля такси с пьяным водителем протаранило маршрутку в Бердске. В этот раз, к счастью, обошлось без пострадавших, но известно немало подобных аварий со смертельным исходом.

«С начала 2019 года в Новосибирской области произошло 23 ДТП по вине нетрезвых водителей, в которых 27 человек получили травмы, а шесть погибли, – говорит заместитель начальника отдела управления ГИБДД по Новосибирской области подполковник полиции Вячеслав Ушаков. – Конечно, это много. Но мы уже видим тенденцию к снижению таких случаев: за аналогичный период 2018 года в области было 29 автоаварий, где пострадали 35 человек и погибли восемь. Показатели снижаются, значит, мы работаем в верном направлении. Теперь наша цель – приблизить их к нулю.

Для этого сотрудники ГИБДД регулярно проводят рейды по выявлению нетрезвых водителей. Четыре года назад для нарушителей немного ужесточили правила: если раньше по истечении срока наказания водительское удостоверение можно было забрать и как ни в чём не бывало ездить дальше, то теперь нужно обязательно пересдать экзамен на права.

Кто будет рядом?

Другая серьёзная проблема в области безопасности касается психологической помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию. Пережив сильное эмоциональное потрясение, не каждый может самостоятельно вернуться к привычному образу жизни. Но ведь и обращаться к специалистам тоже хочет не каждый.

«Жизнь человека, перенесшего беду, мгновенно ломается, – рассказывает психолог-спасатель МЧС Марина Углова. – Мы помогаем ему на время «собрать себя» по кусочкам, но это – только в рамках экстренной поддержки, сразу же после чрезвычайной ситуации. Всё, что мы можем, – недолго сопровождать пострадавшего в трудное для него время и оставить ему контакты организации психологической помощи. А дальше, по сути, человек просто брошен, предоставлен сам себе».

Марина Углова предлагает усовершенствовать инструмент пролонгированной психологической поддержки. Такой инструмент в Новосибирской области есть – психологическая служба, в которой трудятся молодые свободные специалисты. Но даже её основатель, врач-психотерапевт Евгений Александров, признаётся: для эффективности работы организации не хватает малого – системности.

«Понятно, что люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, тяжело идут на контакт. И зачастую медики мешают им психологически выкарабкаться из положения. Например, недавно в одной из городских больниц мы работали с родителями, чьи дети получили серьёзные травмы. И несмотря на то, что руководство больницы всячески шло нам навстречу, медсёстры и врачи воспринимали взаимодействие людей с профессиональными психологами как что-то противоестественное. Это очень мешает открытому диалогу», – говорит Евгений Александров.

Эксперты разных ведомств сошлись во мнении: да, в большом городе действительно много соблазнов и опасностей, но обойти их можно – достаточно соблюдать элементарные правила безопасности.

Можно ли мотивировать?

Жительница Новосибирска Анна Молодцова, четыре года назад переехавшая жить в Германию:

– Когда я жила в России, часто передвигалась на такси. Каждая посадка в машину была стрессом: я боялась, что на вызов приедет водитель в неадекватном состоянии – начиталась о таких случаях. Переехав в Германию, я избавилась от своей необычной фобии. Дело в том, что здесь распространена довольно оригинальная санкция, применяемая к злостным нарушителям ПДД, – «Идиотен тест». Если водитель три раза пренебрегает правилами, его на три месяца лишают прав, а после отправляют «провериться на адекватность». Пройти тест без подготовки не удастся: для начала нужно посетить 40 занятий с психологом, который научит водителя, как правильно вести себя за рулем. Цена одного такого занятия – сто евро. Только после прохождения полного курса водителя допускают к «Идиотен тесту». Кстати, его можно с первого раза не сдать: некоторые вопросы очень коварны. Например: «Вы участвуете в гонке. Вы обогнали второго. На какой позиции вы сейчас находитесь?» (ответ: вы будете вторым). Или еще: «Представьте, что вы водитель автобуса и идёт дождь. На первой остановке в автобус садятся 7 человек, на второй – 2 садятся и 3 вышли. На следующих двух – 1 вышел, потом вышли 4 и зашли 2. Сколько лет водителю автобуса и сколько было остановок?» (ответ: назовите свой возраст; остановок было 4). Так вот: этого теста в Германии боятся гораздо больше, чем штрафов и лишения прав. Действительно, кто же захочет почувствовать себя идиотом? Мне кажется, в России такая система тоже была бы очень эффективна.

Почему жалуются?

Руководитель территориального органа Росздравнадзора по НСО Елена Хрусталёва:

– Здравоохранение – одна из наиболее напряжённых структур в социальной сфере. Ежегодно в наш территориальный орган приходит более тысячи жалоб, 85,4% из них затрагивают качество и безопасность медицинской помощи. Люди боятся за свою жизнь, за своё здоровье, и иногда их опасения оправданны. Приступая к обработке запросов граждан, мы приходим к выводу: большинство недовольств можно было бы решить на местах – прямо в медицинских учреждениях. Некоторые врачи, недостаточно информируя пациентов об услугах и состоянии их здоровья, сеют страх в сознании людей и провоцируют мысли: «Вдруг со мной что-то не так, а доктор молчит». Так рождается волна негатива.

Фото: "АиФ-Новосибирск"

Нейтрализовать её просто – специалисту достаточно лишь больше работать над действиями разъяснительного характера, чтобы у пациента не возникало вопросов «что со мной?», «куда мне обратиться?», «во сколько мне приходить на приём?», «какие препараты принимать?», «какие процедуры посещать?» Что касается жалоб иного характера, то здесь руководству каждого медицинского учреждения нужно стать более открытым, доступным для диалога с каждым пациентом.

Куда смотреть?

Член Общественного совета при ГУ МВД России по НСО Ирина Морозова:

– Почти 70% ДТП в Новосибирской области происходит по вине водителей, некоторые из них были в нетрезвом состоянии. Наказывать их лишением прав и дальнейшей пересдачей экзаменов в ГИБДД мало. Сознательно идя против правил (в том числе садясь за руль в нетрезвом состоянии), люди забывают, что это может привести к серьёзным увечьям и даже смерти. Здесь нужно действовать глубже – с позиций психологии. Мы производим много социальной рекламы о нарушениях ПДД. Пока эта профилактическая работа ведётся по наитию: допустим, увеличивается количество ДТП из-за превышения скорости, и мы решаем запустить серию социальных рекламных баннеров и роликов на эту тему. Но нам нужно выйти на новый уровень – действовать не по результатам, а на предупреждение. Этого можно добиться, только нажав на психологические рычаги. Поэтому мы призываем психологов к сотрудничеству: вместе мы сможем найти правильную мотивацию для людей, пренебрегающих элементарными правилами безопасности.

Как бороться?

Министерство внутренних дел Российской Федерации направило в Министерство здравоохранения письмо с предложением открыть для полиции доступ к медицинским базам данных, содержащих информацию о лицах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями. В настоящее время Министерство здравоохранения собирает комментарии экспертного сообщества на этот
счёт. Эти сведения планируется использовать для того, чтобы предотвращать ситуации, в которых окружающим угрожает какая-либо опасность.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах