Примерное время чтения: 5 минут
129

Ликбез по-сибирски: взрослые люди снова садятся за парты

Новосибирск, 19 марта, АиФ – Новосибирск – В Новосибирской государственной областной научной библиотеке

для всех желающих открылись бесплатные курсы — уроки русского для взрослых. Наш корреспондент побывал там.   

Учиться для себя, а не для галочки, интересно, особенно если вуз далеко позади. Очень хочется наконец завоевать пятерку на «Тотальном диктанте», а для этого стоит подкачать извилины. В конце концов, просто любопытно посмотреть, как поживает родной язык, ведь вокруг перемен в нем то и дело разражаются нешуточные баталии. Кроме того, занятия бесплатные и вечерние — удобно. Так что несколько понедельников  посвящаю походам в центр русского языка при НГОНБ.  

Пойдем на митинг?

После некоторой заминки (неудобная пересменка библиотекарей, затянувшая оформление читательского билета, без которого внутрь здания не войдешь) я наконец проникаю в зал. Удивительно, здесь народу битком. Сидят и вокруг стола, и сбоку на креслах, некоторые мостятся на диванчике. Не одна я припозднилась — некоторые слушатели приходят и спустя полчаса после начала урока, но никого не ругают: все-таки не школа.

Группа присутствующих весьма разношерстна. Молодых и пожилых примерно поровну, причем людей среднего возраста почти нет. Резкая градация: либо до 30–35, либо пенсионеры. Как позже расскажет Любовь ГУЛЯЕВА, преподаватель курса, первые подтягивают русский в основном для офисной работы, вторые — чтобы помочь внукам-школьникам.

Получаю листок с распечатанными заданиями. Все «студенты» корпят над расстановкой ударений в словах. Первое чувство: ерунда, уж мне ли не знать, как говорить правильно, все-таки за плечами работа на радио и долгая дружба со словарем для работников радио и телевидения. А вот и нет: мозг внезапно отключается на выдернутых из речи «опеке» и «новорожденном».

— Ну, давайте проверять. Кто начнет? — обводит нас взглядом учительница с классическим ликом интеллигента. — Кто уверен в своих силах?

 

www.russianlook.com

 

Смельчаков маловато, однако пожилой мужчина, за спиной которого я сижу, откашлявшись, решается прочитать вслух свои варианты. И раз за разом попадает впросак — то с «дОговором», то с «позвОнит». Вот она, чиновничья речь, льющаяся с экранов: речевые ошибки больших людей зрители непроизвольно воспринимают как образец и усваивают их в качестве нормы! Похоже, эта мысль посетила не одну меня. Одна из дам солидного возраста сердито спрашивает нашу учительницу: мол, доколе? Почему филологи не протестуют против безграмотности первых лиц города и области?

— Что ж нам, на митинги выходить? — улыбается та.

— Не на митинги, но надо ведь исправлять их! — негодует слушательница.

Группа, расслабившись после трудного для многих задания, пытается развязать дискуссию, но преподаватель возвращает нас к теме, и мы переходим к следующему блоку.   

От снохи до свояка

Вот тут уже не похихикаешь. За пару академических часов мы вспоминаем программу нескольких классов сразу, тренируемся в расстановке запятых, слитном и раздельном написании, склонении числительных, разбираем примеры, рисуем схемы… Надо сказать честно: даже с красным дипломом филфака приходится напрягаться, ведь в обычной жизни мы редко сталкиваемся с таким обилием сложных грамматических ситуаций. Да что там, любой журналист, натолкнувшись на трудность при создании текста,  быстро переформулирует предложение и тем самым снимет проблему. А тут урок, деваться некуда... Разновозрастная аудитория вздыхает и то и дело переправляет свои варианты на правильные.  

Программа курса подготовлена с учетом самых частых проблем, связанных с использованием родного языка. Но даже несмотря на широкий круг охваченных тем, слушатели после каждого урока остаются, чтоб задать каверзные вопросы. Порой преподаватель даже не готова к ответу с ходу и обращается к словарям и справочникам. Вот уж действительно понимаешь: ошибки делать не страшно и признавать, что знаешь далеко не все, тоже. 

Не все оказались прилежными учениками: уже к четвертому занятию часть перестала ходить. Оставшиеся получают знания не только по грамматике. В конце урока всех обязательно ждет полезное и вместе с тем забавное задание. Например, вспомнить и дать определения всем терминам родства: от снохи до свояка и даже мамки. Попутно обсуждаем тему разобщенности современных семей, распада многих родственных уз.  Напоследок —рекомендации по чтению малоизвестных за пределами филологического сообщества, но оттого не менее интересных книг. Особенное любопытство у группы вызывает «Что непонятного у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века» — отрывки из нее нам зачитывают вслух, и солидные взрослые люди слушают внимательно и тихо, как первоклассники. С урока уходим не с пустыми руками — полученные на занятии распечатки содержат несколько заданий, с которыми предстоит разобраться дома. Домашку обязательно проверят! Хотя оценок и не будет, народ исполняет порученное добросовестно.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах