Студия Константина Ярлыкова «Театральный яр» пригласила на благотворительный спектакль подопечных Областного центра скорой социальной помощи. Никто не предполагал, чем закончится такой эксперимент по исправлению человеческих душ…
Любви счастливые моменты
В ДК Октябрьской революции «Театральному яру» принадлежит небольшое помещение, оборудованное под зрительный зал на полсотни мест. Бездомные люди оказались пунктуальнее журналистов, придя на спектакль точно ко времени. Они были крайне скромно, но опрятно одеты, и явно обескуражены внезапным интересом к себе. Некоторые отворачивались от объективов камер, втайне надеясь избежать психической атаки со стороны медийных товарищей. Вскоре подоспело спасение – руководитель студии «Театральный яр» Константин ЯРЛЫКОВ поприветствовал собравшихся в зале: «Наша цель очень проста. Мы хотим, чтобы вы радовались. Это для нас самое главное». Представление началось…
Спектакль-мозаика «Люди головы теряют» - о весне и чувствах, о грустном и о вечном, о каждом из нас, кто любит или мечтает быть любимым. Хотя в пьесе заняты непрофессиональные актеры, постановка была отмечена целым рядом престижных наград на фестивале «Театральный марафон-2011», в том числе за лучшую режиссуру и актерскую игру.
Две женщины в больничной палате ведут беседу: «Твой-то пьет? Ну а ваш? Не без этого…» Зрители в зале сидят, напрягшись, но некоторые украдкой хихикают. На реплике «Моя свекровь – это Геббельс в юбке» мужчина, сидевший сзади, прыснул в кулак. Весь спектакль он держался за коленку своей спутницы в спортивном костюме времен Олимпиады-80. У нее в волосах советский пластмассовый гребень. При особенно ярком освещении было заметно, что рубашка у кавалера надета на голое тело.
Диалог в палате продолжается: «Выходит, жизнь-то прошла зря? Ведь на что-то надеялась, тянула воз. Выходит, все впустую было», - настойчиво стучит спектакль в двери очерствевших зрительских душ.
Рядом с возлюбленной парой - мужчина лет 37, лицо смутно напоминает лик с иконы – весь растворился в происходящем, на секунду даже показалось, что от него исходит сияние. Скорее всего, какие-то световые абберации.
Посреди спектакля в зал вошел парень на костылях. У него отсутствовала правая нога, с трудом сел в кресло. Фотографы защелкали затворами. Парень был уже сам себе не рад. На сцене героини пили компот со спиртом из банки. Публика немного оттаяла, но все равно стеснялась показывать свои чувства при посторонних. Однако на словах «у тебя все будет хорошо» бездомные понимающе заулыбались, послышались радостные аплодисменты. Лед тронулся…
Бедные люди
После спектакля организаторы попросили журналистов покинуть зал, чтобы поговорить с публикой тет-а-тет. «Вам понравился спектакль?» «Да-а-а», - нестройным хором промычали, сильно стесняясь, бездомные. «Вы хотели бы сами играть на сцене, ставить спектакли, возможно, кто-то в детстве мечтал о театре? У вас есть возможность выразить себя здесь, на нашей сцене!»
- Я бы хотела, – честно призналась Евгения, симпатичная дама с галерки. - я училась в театральном. Давно это было, не закончила - замуж вышла. С тех пор наши дороги с театром разошлись...
- А я вот пою, в КВН играл когда-то, - говорит молодой парень Владимир.
- Я тоже хотел бы, - поддакивает его сосед Геннадий, - но очень занят, могу воплощать детскую мечту только в выходные дни.
Журналисты в коридоре, почуяв, что пропускают самое интересное, толпой устремились обратно в зал и буквально кинулись на несчастных, ожидая от них откровений и душещипательных признаний на камеру. Вы не могли бы уделить мне минутку, оооочень нужно, - фальшиво улыбаясь, тянет в кулуары журналистка первого попавшегося под руку нищего. Мужчина в ужасе, идет за ней, как на Голгофу.
- Артисты, спасибо вам огромное! – внезапно вскрикнула женщина с гребнем. – А вы уже заколебали щелкать! Мы не хотим, чтобы нас снимали! Не хотим разговаривать при этих …– она выругалась, и другие зрители в гневе выходят из зала. Оглушительно застучали спинки кресел.
В пустом зале осталось всего 6 человек. Они намерены участвовать в будущем спектакле. Быстро обменявшись телефонами с организаторами, арьергард спешно ретируется, пробиваясь через плотно сужающееся кольцо охотников за сенсациями…
- Был наркоманом. Пил, курил. Сейчас завязал с прошлым. Сегодня первый раз в театре. Сам-то я из Иркутска. Мне очень понравилось, нет слов, восторг! В пьесе участвовать хочу, пройти кастинг, но занят сильно – мы вообще ходим по вокзалам, по помойкам, вытаскиваем бомжей из беды, проповедуем. Я у протестантов в церкви работаю, - рассказывает маргинал Владимир журналистам. Он единственный, кто согласился дать интервью на камеру, и явно был доволен своей минутой славы.
Открытый финал
- Сегодняшний спектакль – моя личная инициатива, мне небезразличны проблемы брошенных обществом людей, хочется дать им надежду на будущее, - подводит итог премьеры актриса театра-студии Анна ЧЕРНЫШОВА. Два месяца назад она инициировала в Новосибирске акцию «Подари тепло», в рамках которой каждый горожанин мог купить для бомжа утренний кофе и тем самым согреть сердце бродяги. - Первая встреча с бездомными состоялась, пока еще не ясно, будут ли такие спектакли регулярными, но интерес с их стороны есть, - продолжает она. – Такие люди очень настороженно относятся к любому проявлению доброты в свой адрес, думают, что в этом какой-то подвох. Сегодня они были эмоционально зажаты, и очень стеснялись прессы. Грубая реакция с их стороны – самозащита, на самом деле они тянутся к искусству, к красоте и добру. Нам не хочется ранить чужие чувства, поэтому все дальнейшие акции будут проходить без представителей СМИ.
Впереди у актеров и их благодарных зрителей большая совместная работа. Пробный эксперимент социального театра удался: участники встречи смогли в полной мере проявить себя, и интимный процесс преображения бродяг будет скрыт от глаз праздной толпы.
«Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком. Но слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться» - утверждает Экзюпери в «Планете людей». Бездомные, похоже, уже проснулись. А мы?
Смотрите также:
- Обескураживающий «Новосибирский трансфер»: ждали праздника и…дождались →
- Александр Кулябин: «Артист может зарабатывать в театре хорошие деньги» →
- Константин Райкин: «От опасности стать мерзким можно избавиться» →