Примерное время чтения: 7 минут
984

«Не только плюсик в карму». Кто и почему становится больничным клоуном?

«АиФ на Оби» № 48 27/11/2013
Елена Иванова / АиФ

Доказано наукой: больничный клоун оказывает благотворное влияние на состояние больного. По медицинской терминологии это называется «положительная мотивация к выздоровлению». Она нужна детям, проходящим длительное лечение: от 2 недель до нескольких лет. Главная задача клоуна — через игру отвлечь ребёнка от шокового состояния в период госпитализации, и особенно после операции. Также клоун помогает врачам во время некоторых неприятных процедур.

Зачастую волонтерам важна не только улыбка на лице ребенка, но и конкретные действия - многие после общения с клоунами хотя бы начинают есть! Фото: из архива инициативной группы Новосибирское общество смеха («НОС»).

Операция «Настроение»

«Самое главное — это регулярность: нужно систематически навещать пациентов, — говорит Екатерина Уракова, преподаватель школы больничных клоунов, практикующий клоун «Фрося» из Казани, — примерно раз в неделю приходить в какое-то отделение. Ведь это не единичная акция, как у аниматоров, которые просто приносят подарки. Наша деятельность направлена на изменение атмосферы в больнице, исправление отношения ребёнка к болезни. Нам нужно привнести некую разрядку в палату, и не только для детей, но и для медперсонала, и для родителей».

Больным детям из онкологии, гематологии, хирургии, ожогового отделения, по понятным причинам, не до смеха. Но клоуны не приходят целенаправленно развлекать. Смех — это скорее средство, а не цель.

«Если ребёнок не ест всю неделю, ему вводят питательные вещества с помощью катетера, — поясняет Екатерина Уракова, — и при этом родители и психологи не могут уговорить дитя нормально покушать, на помощь призывают нас. Мы пытаемся разыграть с ребёнком ситуацию — поучительную сценку, в которой второй клоун как бы «зеркалит» ребёнка, он тоже отказывается есть. Мы пытаемся через игру показать ему, что это неправильно и ему необходимо питаться. Зачастую реакция ребёнка не смех, не радость — он действительно начинает есть! Мы за счёт игры можем изменять ситуацию. В этом наше положительное влияние. Хотя, если ребёнок не идёт на контакт, мы не навязываемся и просто уходим. Ведь для нас тоже важен принцип «не навреди».

Чтобы попасть на работу в больницу, нужно заслужить доверие персонала. Ведь в деле больничных клоунов много нюансов. Он должен пройти обучение у медиков. Они объяснят, как соблюдать правила безопасности, как обрабатывать костюмы, игрушки, и многое другое.

Надежда и Александра - первые и пока что единственные больничные волонтеры в Новосибирске. Фото: из архива инициативной группы Новосибирское общество смеха («НОС»).

«Требования у всех отделений свои, — поясняет Екатерина Уракова, — к примеру, в ожоговом отделении нельзя контактировать с открытыми участками тела, но при этом вы можете общаться тет-а-тет с конкретным ребёнком. А вот в онкогематологии можно прикасаться к ребёнку в тех местах, где нет катетера, но дышать в палате — только через маску. Если ребёнок лечится от рака, клоуну нужно обязательно прятать волосы, ведь у больного стресс из-за облысения! В работе клоуна важна не только актёрская игра, но и психология!»

Такими волонтерами просто так не становятся – к больным детям в образ клоуна люди идут сознательно. Фото: из архива инициативной группы Новосибирское общество смеха («НОС»).

Школа для волонтёров

«На такой большой город всего 2 клоуна — это очень мало, — считает Надежда Лузина, больничный клоун, которая работает под именем «Матрёша». — Поэтому мы организовали школу больничной клоунады для людей старше 21 года (ведь это уже взрослые, сознательные люди). Хотя в Европе средний возраст больничных клоунов — 50 лет. Для волонтёров будут проводить обучающие мастер-классы по театральным, эмоциональным и психологическим основам психотерапии люди, которые уже работают больничными клоунами в других городах. Также медики расскажут о технике безопасности при работе в клинике. Путь от начала занятий до момента общения с детьми очень долгий! Нужно психологически быть готовым к тому, что придётся увидеть в отделении. Волонтёрам после обучения сначала предстоит пройти практику в больницах города, после которой станет ясно, подходит ли такая деятельность человеку, можно ли его допустить к постоянной работе с детьми».  

Больничная клоунада в мире существует уже около 30 лет. В России деятельность по социально-культурной и психологической адаптации пациентов стала развиваться недавно — всего 8 лет назад. В эту среду просто так не попадают. Сюда люди идут сознательно. Чаще всего актёры, музыканты, а также представители других творческих специальностей, которые методами арт-терапии и смехотерапии помогают больным ребятишкам выздороветь.

Волонтеры-клоуны приняли участие в благотворительно забеге в поддержку тяжелобольных детей и детей с синдромом Дауна. Фото: АиФ / Елена Иванова

Давид Гугулян, больничный клоун «Абу» из Москвы, который приехал в Новосибирск, чтобы передать свои знания, рассказывает: «В определённом возрасте к тебе приходит осознание того, что у тебя в жизни в принципе всё сложилось хорошо: ты родился в благополучной семье, ты здоров, получил образование. Можно сказать, что тебе в чем-то повезло больше, чем многим другим. Именно в такие моменты приходит осознание, что ты обязан поделиться своим благополучием, помочь кому-то другому стать чуточку счастливее. Ещё в театральном институте я понял, что актёр может заниматься, кроме театра, кино и аниматорства, воистину возвышенным делом — выступать клоуном в клиниках. Но, как и любая благотворительность, эта работа связана с эмоциональным выгоранием. Когда ты видишь детей в инвалидных креслах, подключённых к различным аппаратам… эмоции одолевают тебя! Поэтому волонтёрам необходимо видеть в работе и какую-то пользу и для себя, ведь мысль о спасении мира не может греть постоянно. Кроме «плюсика в карму», нужен и какой-то дополнительный стимул. Для меня это новый способ реализации своих актёрских данных».

Пока больничные клоуны приходят в детскую клиническую больницу скорой медицинской помощи, отделение гематологии в районной больнице на ВАСХНиЛе, интернат № 152 для детей с нарушениями развития интеллекта и опорно-двигательного аппарата. 

Справка
Работа в больницах России не приносит клоунам никакого заработка, в отличие от Европы. К примеру, в Берлине и Израиле это занятие возведено в ранг профессии — там открыты факультеты больничной клоунады при медицинских университетах. Поэтому такая работа для некоторых иностранцев — основной источник дохода. В Сибири больничные клоуны есть в Томске, Кемерове, Красноярске и Иркутске.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах