Вспомните: раньше телевизоры работали десятки лет, автомобиль семья имела один на всю жизнь, от отца к сыну переходил пиджак... А сейчас как? Едва кончается гарантийный срок, как всё начинает «сыпаться». В чём причина?
Пароварка сломалась через 2 года после покупки - полетел нагревательный элемент. Ремонт за 3 тыс. руб. займёт месяц. «Выкиньте её и купите новую (от 2500 руб.). Они дольше и не работают, 2 года - заложенный срок службы. Каждый день в ней готовили? Тогда она долго протянула!» - смеётся продавец. На сломанную детскую радионяню в фирменном сервисе отреагировали и того хуже: «Детские товары не чиним - распоряжение сверху. Из соображений гигиены. Для них и запчастей не выпускают».
Мода против качества?
Производить качественные вещи, которые будут служить верой и правдой всю жизнь, сегодня невыгодно никому. Если такое случится, без работы останутся ремонтники, рабочие, рекламщики, продвигающие новый товар, маркетологи, мерчандайзеры - миллионы человек, живущих за счёт того, что мы привыкли покупать, покупать, покупать...
«Какой смысл делать долговечными предметы гардероба, если мода быстротечна и уже через 2-3 сезона вы не наденете вещь? - разводит руками Юрий ШУСТОВ, декан факультета технологии и производственного менеджмента МГТУ им. Косыгина. - Для каждой ткани проводятся исследования по носкости. Но запрос производителя сегодня - недолговечные ткани, это мировая тенденция». Такой подход помогает экономить на производстве: удешевляют материалы и технологический процесс, используют «разряженные» ткани малой прочности - в них меньше ниток, чем в полноценных.
«Сегодня все вещи - от мобильных телефонов до автомобилей - устаревают морально намного быстрее, чем физически», - говорит об этом явлении Виктор ПАВЛОВ, маркетолог. А заложенная в них недолговечность - двигатель торговли. Ещё на этапе испытания, будь то техника, автомобили, одежда, производители закладывают желаемый срок эксплуатации. За последние 15 лет он сократился в среднем на треть.
Гарантия без гарантий
При этом гарантийный срок и срок службы - разные вещи. Первый - время, когда производитель ремонтирует товар за свой счёт. Второй - продолжительность жизни вещи. «У большинства китайской техники эти сроки совпадают», - рассказывает Валентин ТАГИРОВ. Он работал инженером на радиозаводе, сейчас возит аппаратуру из Поднебесной. - Порой производитель не даёт никаких гарантий. В таких случаях гарантийное обслуживание может предлагать продавец. И часто делает это - за доплату».
Гарантия на автомобили даётся на 2-3 года или 100 тыс. км. Но есть и хитрость: практически все производители предоставляют дифференцированную гарантию: на детали подвески - один срок, на двигатель и трансмиссию - другой. «В период действия гарантии на узел авто хлопот не доставляет, но по её окончании готовьтесь к денежным тратам», - говорит Азат ТИМЕРХАНОВ, аналитик агентства «Автостат». А если модель снимается с производства, завод обязан обеспечить выпуск запчастей для него в течение срока службы.
Для вазовских моделей он составляет всего 6-8 лет. Если срок не указан, то он автоматически будет составлять 10 лет - по закону «О защите прав потребителей».
Регламент на поГОСТ
Недолговечность как маркетинговый ход используют и на Западе, и в Китае, и в России. «Старые ГОСТы отменены, дело новых техрегламентов фактически провалено - приняты единицы (на похоронную промышленность, автомобили, молочку, рыбу и др.). Но и те не работают, - считает Алексей ВОРОНОВ, член Всероссийской организации качества. - Чтобы изменить ситуацию хотя бы с российским товаром, нужен возврат к ГОСТам и закон о стандартизации. Только кому они выгодны?» Продавцам и производителям - точно нет!