Не секрет, что именно во время праздников, когда люди покупают подарки близким и продукты к столу, возрастает число нарушений в сфере торговли и оказания услуг. Одного в магазине обвесили, второму нагрубили, третьему продали некачественный товар…
Как поступать в таких случаях? Как наказать недобросовестных продавцов и директоров магазинов?
Об этом нам рассказали Тамара ГАВРИЛОВА и Юлия ИВАНОВА, главные специалисты — эксперты отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по НСО, в ходе прямой линии, которая состоялась в редакции «АиФ на Оби».
Виртуальные деньги станут реальными
— Я купила в авиабилеты онлайн, однако через некоторое время компания отменила рейс. В итоге воспользоваться услугой я так и не смогла. Тогда я оставила сначала электронную заявку на возврат денег, спустя два месяца — письменную претензию. Прошло уже полгода, а я так ничего и не добилась. Что делать?
Ирина Емельянова
— Как следует из описанной выше ситуации, вы дважды направили в адрес авиакомпании претензию на возврат денежных средств и ответа не получили. Воздушным кодексом Российской Федерации срок для ответа перевозчика на претензию пассажира не определен. Поэтому если в своем заявлении вы не указали срок, то, согласно ч. 2 ст. 452 ГК РФ, перевозчик должен дать ответ в течение 30 дней.
При неполучении ответа в 30-дневный или указанный вами в претензионном заявлении срок вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд (ст. 11 ГК РФ и ч. 1 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»). Иски к перевозчику, согласно соответствующему правилу, содержащемуся в ч. 3 ст. 30 ГПК РФ, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, которому в установленном порядке была предъявлена претензия. В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. К исковому заявлению нужно приложить все документы, которые подтверждают наличие правоотношений между потребителем и авиакомпанией (распечатки с сайта и электронной почты и любые другие доказательства). Вы имеете право на возмещение убытков, которые понесли из-за отмены рейса, компенсацию морального вреда и неустойку (три процента от суммы за каждый день, после того как истек срок ответа на претензию).
— Недавно купила платье в электронном магазине. Вещь оказалась гораздо короче, чем на картинке. Качество материала тоже не порадовало. Могу ли я потребовать свои деньги обратно?
— Если товар оказался ненадлежащего качества или не соответствует заявке, нужно выслать претензию продавцу на адрес, который указан в интернет-магазине. В течение 10 дней магазин обязан рассмотреть ее и дать ответ. Если меры не приняты, доказывайте свое право в суде. Покупатель вправе выбрать одно из пяти требований, предусмотренных п.1ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»: заменить вещь на товар аналогичной или другой марки, устранить недостаток, уменьшить стоимость или вовсе отказаться от изделия. В претензии должно быть прописано только одно требование — в этом случае продавец обязан его удовлетворить. Стоит обратить внимание на то, что не все товары подлежат возврату. Есть определенный перечень (утвержденный постановлением Правительства РФ 19.01.1998 № 55), на который эти правила не распространяются: парфюмерно-косметические товары, товары, продаваемые на метраж, средства личной гигиены и прочее.
Товар не по душе? Возвращайте!
— Я работаю продавцом в отделе парфюмерии. Накануне Нового года один из моих покупателей уронил духи. Я попросила его купить испорченный товар, но он наотрез отказался. Что делать в таких случаях?
Галина К., Искитим
– Покупатель имеет право отказаться от заключения договора купли-продажи и не оплачивать товар, который был случайно поврежден во время его нахождения в торговом зале. Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что риск случайной гибели товара переходит на покупателя с момента, когда продавец передал товар покупателю (т. е. с момента оплаты за товар). Подобные случаи происходят как по вине покупателей, так и по вине продавцов. Бывает, продавец не соблюдает эргономические требования к рабочим местам торгового зала. Покупателю в магазине должно быть удобно, комфортно: это зависит от расстояния между стеллажами, витринами и прилавками, высоты витрин. Другое дело, если покупатель наносит ущерб умышленно. В случае возникновения конфликтной ситуации разрешить ее могут помочь свидетели, показания специальных технических средств (виденаблюдение), вещественные доказательства и др.
— Купила на днях сапоги. Пришла домой, померила и разочаровалась в покупке. Могу ли я их вернуть?
Нина Шолохова, Дзержинский район
— Обувь можно вернуть или обменять в течение 14 дней, не считая дня покупки. Но только в том случае, если товар не был в употреблении и сохранены фабричные ярлыки. Однако далеко не все товары надлежащего качества, которые не подошли по форме, габаритам, фасону, комплектации можно вернуть или обменять. Например, не подлежат обмену или возврату электробытовые приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; комплекты мебели (т. е. гарнитуры); мебель, которая сделана под заказ; парфюмерно-косметические товары; предметы гигиены; товары, отпускаемые на метраж; кафель (если он реализовывался квадратными метрами); швейные, трикотажные, чулочно-носочные и бельевые изделия; ювелирные изделия; непериодические издания; животные и растения.
— Горе всех чулымцев — уголь. Мало того, что мы покупаем его по бешеной цене — 2,5 тысячи за тонну, так еще и угля там всего 40%, остальное — пыль. Уголь не горит, дома страшный холод. Куда мы только ни обращались по этому вопросу, но воз и ныне там…
Виктор Ц.,Чулым
— Необходимо написать претензию к поставщику угля с требованием проведения независимой экспертизы. Если проверка качества товара или экспертиза покажут, что уголь некачественный, смело подавайте иск в суд с требованием возмещения морального и реального вреда, неустойки и пр. Роспотребнадзор, в свою очередь, примет участие в защите ваших прав.
ПИШИТЕ ПИСЬМА
В ходе прямой линии в редакцию газеты поступали не только звонки, но и письма от читателей. Так, Тамара Кольцова рассказала историю, которая произошла с ней под Новый год.
«Как-то я задержалась на работе и вызвала такси уже в одиннадцатом часу вечера. Как только села в машину, сразу поинтересовалась у водителя, будет ли у него сдача 50 рублей. Сдачи у него не было и, чтобы разменять купюру, мы подъехали к первому попавшемуся киоску. Я побоялась выходить на пустынную улицу и попросила шофера разменять деньги. Однако он грубо ответил, что «вам надо, вы и идите, может, я тут в сланцах сижу». Тогда я позвонила родственникам и попросила, чтобы, когда меня довезут до дома, они вынесли деньги без сдачи. Но водитель открыл дверь и крикнул, чтобы я выметалась из машины. Я испугалась и выскочила из авто на темную, безлюдную улицу... Благо, что удалось быстро поймать другое такси. Не хотелось бы оставлять этого водителя безнаказанным».
Ответ:
Вопросы необоснованного уклонения от заключения договора перевозки (в вашем случае водитель отказался довезти до указанного места назначения) и отсутствия у водителя такси разменных денежных средств законодательством о защите прав потребителей не регулируются.
Согласно ст. 789 Гражданского кодекса РФ, договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, в соответствии с которым исполнитель обязан осуществить перевозку каждого, который к нему обратится. Поэтому вы вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Кроме этого, вы можете требовать возмещения убытков, причиненных в связи с отказом исполнителя выполнить услугу по перевозке. Отсутствие у гражданина чека или квитанции, подтверждающего оплату услуги легкового такси, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Что касается вопроса грубого, некорректного поведения водителя, вы можете обратиться с заявлением в Управление пассажирских перевозок мэрии города Новосибирска, одной из функций которого является улучшение качества и уровня обслуживания населения в сфере пассажирских перевозок. Телефон приемной 222-08-44.