Предприниматели уверяют, что это приведет к разорению большинства торговых точек и возвращению на улицы города нелегальных торговцев, как в 90-х. Чтобы не допустить развития такого сценария, новосибирские бизнесмены поддержали всероссийский митинг в защиту своих прав.
Назад в 90-е
Поводом, побудившим представителей мелкорозничной сети к активным действиям, стал законопроект, который предполагает перенести продажу сигарет в крупные магазины. Причем табачные изделия в них уберут с глаз долой: марку курильщики будут выбирать по прейскуранту, а забирать покупку — в специально отведенном для этого отделе в трех метрах от кассы. Кроме того, доля акциза в розничной цене сигарет поднимется до 50%. Таким образом, стоимость самой дешевой пачки вырастет с 17 до 61 рубля.
— Сначала пиво, потом сигареты… Выжить на одних жвачках и шоколаде будет невозможно. Этот закон лоббируют крупные торговые сети, которые хотят забрать оборот малого бизнеса. Все это приведет к перераспределению колоссальных бюджетов в пользу крупных торговых сетей и разорению большинства торговых точек, — говорит Сергей БЫКОВ, директор ООО «Тринит-Н». — При этом я не думаю, что люди станут меньше курить. Зато сотни тысяч по всей стране окажутся без работы!
По мнению коммерсанта, нас ждет участь Германии. Мелкорозничные точки там не закрыли, но ужесточили наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним и увеличили стоимость табачных изделий до пяти евро за пачку. В итоге за последние пять лет в стране вдвое снизилось количество курильщиков. Но это только легальный оборот. На самом деле вс я Германия наводнена дешевыми контрабандными сигаретами.
— В Россию же хлынет продукция соседних стран. Ею будут торговать бабушки на картонных коробках, как 20 лет назад. Причем спрашивать паспорт у молодежи они вряд ли станут, — уверен Сергей Александрович. — Мы призываем федеральный центр действовать более цивилизованно и не перекрывать воздух всем мелким предпринимателям в угоду супермаркетам.
Дополнительные затраты
Впрочем, не все крупные магазины рады грядущим изменениям. Согласно исследованиям Нового сибирского института, каждый пятый респондент, занимающийся торговлей табаком в стационарных магазинах, уверен, что будет вынужден ликвидировать предприятие. Не скажется вывод сигарет из ассортимента только на 20% торговых точек. Подавляющее большинство (64%) владельцев больших магазинов заявили о том, что у них вообще нет места для того, чтобы оборудовать отдельный табачный прилавок на расстоянии трех метров от кассы, как это предполагает законопроект. Половина респондентов прогнозирует рост недовольства потребителей и боится, что, не найдя полюбившейся марки, их клиенты вообще перестанут ходить в магазин.