Примерное время чтения: 6 минут
565

«Черные копатели» в тренде. У российской археологии есть проблемы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ на Оби 28/05/2014
Почему специалистов не допускают до раскопок?
Почему специалистов не допускают до раскопок? www.russianlook.com

Новосибирский институт археологии и этнографии (ИАиЭт) СО РАН – признанное учреждение в мировой науке. Его сотрудники сделали несколько блестящих открытий, в том числе обнаружили новый подвид человека – «денисовец».

Несмотря на это, учёные не могут в своей стране получить право на раскопки, поэтому наука теряет многие ценные артефакты, считает Анатолий Деревянко, директор института.

Институт археологии СО РАН проиграл 19 тендеров на исследования. Фото: пресс-служба Президиума СО РАН

Почему археологи работают совочками

Марина Москаленко, «АиФ-Новосибирск»: Несколько лет назад учёными ИАиЭт были сделаны открытия, которые расширили знания о человеческом роде. Что сейчас происходит в научном сообществе вокруг денисовца?

Анатолий Деревянко: – Открытие нового подвида человека даёт почву для дальнейших изучений. К примеру, зарубежные коллеги на основе этой находки выяснили, что современные люди, то есть мы с вами, получили от денисовцев и неандертальцев очень сильную защиту в геном от ВИЧ! То есть если бы не было денисовцев и скрещивания человека современного типа с неандертальцами, иммунный дефицит стал бы трагедией для всего человечества. Результаты этих исследований опубликованы в некоторых зарубежных изданиях, в том числе в Science. И несмотря на это, университет, причастный к такому весомому открытию, в прошлом году проиграл 19 тендеров на исследования из 28 и оказался в полевой сезон практически невостребованным!

– Как такое могло произойти? 

– Выиграть тендер на раскопки можно, предложив самую наименьшую стоимость за работу. Сейчас в каждом регионе есть различные ООО, которые занимаются строительными, монтажными работами и попутно иногда археологией. Но в таких организациях, как правило, нет ни одного специалиста-археолога. Несмотря на это, они участвуют в тендерах и выигрывают их! Хотя той суммы, за которую они предлагают провести раскопки, явно недостаточно.

Лагерь на Денисовой пещере – это гордость новосибирских археологов, в мире ему нет аналогов Фото: пресс-служба Президиума СО РАН

Скорее всего работы вообще не будут проводиться. А если что-то и обнаружат, то судьба древних археологических находок остаётся неизвестной, ведь эти коммерческие организации ни перед кем не отчитываются! И результаты своих исследований, как правило, не публикуют! Всё, что они найдут, можно считать потерянным для истории. К тому же раскопки проводятся неквалифицированно: рабочие используют тракторы, экскаваторы и бульдозеры. Если бы мы использовали даже совковую лопату при раскопках в Денисовой пещере, то никогда бы не обнаружили тот знаменитый мизинчик древней девочки! Работают археологи вручную, совочками.  

Расхищение на законных основаниях?

– Получается, «чёрные копатели» на законных основаниях сегодня расхищают древние могильники, лишая человечество новых сведений об истории?

– К сожалению, это так. В существующее российское законодательство нужно вносить поправки. Для работ на любых археологических объектах нужна компетенция высокого уровня. Именно это должно быть критерием для отбора, а не наименьшая стоимость работ по тендеру! Нужно ввести лицензии на проведение работ, чтобы строительные или монтажные организации не могли получать разрешение на раскопки.

В противном случае наука может потерять многое, ведь все раскопки в археологии уникальны, их нужно проводить правильно, с ведением фото- и видеозаписей. Понятно, что строители не делают никаких записей.

Раскоп и галечные орудия стоянки Карама. Фото: пресс-служба Президиума СО РАН

– Как думаете, что это – коррупция, сговор?

– Что на самом деле происходит в сфере археологии – сговор или коррупция, могут ответить только правоохранительные органы. Но то, что результаты конкурсов необъективны – это однозначно. Чиновники закрывают глаза на то, что происходит с раскопками. Сейчас учёные института борются за уникальный объект – «Афонтова гора-II». Это группа стоянок позднего палеолита в Красноярске, которая попала в зону строительства нового моста через Енисей. На раскопки этого участка объявили тендер. Причём конкуренты сбивали цены до мизерных сумм. Они знали, что профессионалы не могут за такие суммы работать. Но всё равно наш университет выиграл первый этап конкурса, мы начали работать в зиму и уже нашли многочисленные артефакты. Но после этого был объявлен второй этап конкурса, где наш институт проиграл некоему ООО по непонятным причинам. Ведь мы выигрывали даже по цене (предложили на 2-3 миллиона меньше)! У нас в экспедиции 46 кандидатов и докторов наук, а в «победившей» организации нет ни одного профессионального археолога. Это не было принято во внимание.

В полевой сезон крупнейший в стране институт археологии оказался практически невостребованным. Фото: пресс-служба Президиума СО РАН

– Ситуация абсурдная: на одном и том же объекте половину работ выполняет одна организация, а половину – другая. Это то же самое, как построить мост до половины Енисея поперёк, а вторую половину – вдоль. Поэтому мы обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) Красноярского края. Но она признала итоги конкурса правильными! Тогда мы направили письмо президенту РФ, руководителю ФАС России, министру культуры. Также написали заявление в арбитражный суд и прокуратуру. Пока реакции не последовало. Будем надеяться, что власти отреагируют, ведь проблему нужно решать. Это не нормально, что один из крупнейших мировых институтов остаётся не у дел. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах