Новый федеральный закон, который вступил в силу 1 июля 2019 года, обязывает торговые сети, которые реализуют молочную продукцию, сообщать покупателям о её составе. Соблюдают ли новые правила в торговых точках Новосибирской области и станет ли после этого наше молоко качественнее?
По словам экспертов, после вступления в силу нового закона такая информация должна содержаться на ценнике в указателях. Но не все магазины соблюдают эти требования. При том, что за такие нарушения предусмотрено административное наказание.
«Молочная продукция под-разумеваетмолокосоставные продукты как с заменителем молочного жира, так и без него, – рассказала главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления роспотребнадзора по НСО Ирина Клинова. – Если торговые точки это обязательство не соблюдают, на них накладывают административную ответственность».
Кому это выгодно?
При этом, как отмечают в региональном Роспотребнадзоре, количественные показатели фальсификата в молочных продуктах, которые попадают на прилавки магазинов в НСО, находятся на уровне целевых и в настоящее время составляют лишь 2,3%.
«Мы отобрали 956 проб, в 22 из которых выявили фальсификат, – говорит главный специалист отдела по гигиене питания детей и подростков управления роспотребнадзора по НСО Татьяна Сигарева. – В этом году мы получили 316 уведомлений.
В 71 случае некачественная продукция относилась к производителям Новосибирской области. В 245 случаях это были производители из других регионов».
Однако с этим не согласны эксперты и производители молочной продукции. Они убеждены: молочного фальсификата в регионе намного больше.
«Считаю, что ситуация не меняется, – говорит владелец небольшой молочной фермы в НСО Анатолий Дьяков. – Рынок до сих пор не освободился от контрафакта. И говорить об этом можно, поскольку дефицита молочной продукции на новосибирском рынке нет, тогда как на территории области работают лишь несколько крупных производителей».
С ним согласны и крупные производители молочной продукции в НСО. По их словам, региональные изготовители отправляют свою продукцию кто в Кемерово, кто на Алтай. При этом недобросовестные производители забивают рынок некачественным товаром и продолжают травить людей. По мнению экспертов, необходимо тщательно контролировать и наказывать тех, кто занимается подделкой такого важного продукта.
О том, что фальсификат плотно обосновался на новосибирском молочном рынке, заявляет и директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания, кандидат медицинских наук Яков Новосёлов. По его словам, ситуация улучшилась только в сфере комбината питания детских учреждений – там долю поддельного товара удалось снизить значительно - с 80% в 2016 году до 14% в 2019 году. Такой результат – итог совместной работы надзорных органов, местных властей и общественных организаций.
«У нас в стране действуют техрегламенты, согласно которым запрещено называть молоком жидкость, где молоко заменяют пальмовым жиром. Также уже много лет запрещено называть маслом маргарин, – говорит эксперт. – Всё это сделано для того, чтобы потребитель знал, когда он покупает натуральный продукт, а когда – заменители молочного жира».
Но специалисты уверены: выявлять фальсификат и прописывать информацию о нём на ценнике или указателе торговые сети не в состоянии.
«Некоторые производители навязывают владельцам торговых сетей и потребителю суррогат, при этом цену на него желают ставить как на натуральное молоко, – продолжает Новосёлов. – Об этом не написано ни в декларации, ни на упаковке. Если бы все соблюдали закон, у нас бы понизились цены на продукты. Ведь натуральное молоко и сейчас стоит примерно 60 рублей, но ни один здравомыслящий человек за такую цену не купит заменитель молочного жира. Мало того, это проблема и конкуренции добросовестных производителей».
Вместе с тем, по мнению некоторых экспертов, от наличия фальсификата на полках выигрывают и торговые сети: с этой продукции они получают гораздо большую накрутку, чем с натурального товара.
«Например, натуральное молоко производители поставляют по 33 рубля за литр, – приводит данные Новосёлов. – В свою очередь представитель торговой сети наценяет его до 60 рублей, в результате чего прибыль получает в 28 рублей. В это время фальсификаты поставляют в магазины по 20 рублей, а прибыль от такой продукции – 40. Вот и возникает вопрос, насколько магазинам интересно брать натуральное молоко».
Специалисты уверены: чтобы навести порядок на молочном рынке региона, необходимо ужесточить контроль со стороны надзорных органов. Например, вернуть полномочия федеральной службе Роспотребнадзора, которые с 2002 года очень сильно урезаны. Кроме того, сегодня нет сертификации пищевых продуктов, а надзорные органы обязаны верить на слово производителю о качестве его продукции. Также специалисты уверяют: необходимо шире обеспечивать независимую экспертизу, которая предусмотрена федеральным законодательством.
По информации Роспотребнадзора, с начала законодательной нормы (она была озвучена в июле) специалисты проверили около 180 объектов, где реализуют молочную продукцию. В 50% случаев там были установлены нарушения. Сотрудники Роспотребнадзора наложили на эти торговые точки административные штрафы, общая сумма которых составила 420 тысяч рублей.