Сибиряки часто прибегают к услугам страхования. В основном люди стараются финансово обезопасить своё жильё и автомобили. Однако на страховом рынке в последнее время стали всё чаще появляться необычные предложения.
Моя прелесть
Жители Новосибирка не могут обойтись без гаджетов, при этом они нередко отдают предпочтение дорогостоящим моделям. И чем дороже смартфон, тем чаще владелец беспокоится о том, что с ним может что-то случиться.
Тем временем страховщики зафиксировали повышение спроса на страхование смартфонов.
«Я пользуюсь дорогим гаджетом, недёшево обходится и его ремонт, – рассказывает жительница Новосибирска Екатерина Поломошнова. – Как-то пару лет назад я разбила экран, и за ремонт мне пришлось заплатить половину стоимости смартфона. Получилась довольно кругленькая сумма. Летом, когда купила новую модель, пошла и застраховала, чтобы в случае необходимости ремонта избежать больших затрат».
Сумма, которую придётся заплатить за страховку, зависит от модели гаджета. В среднем полис может стоить от 1,5 до 10 процентов цены устройства.
«Страхуя смартфон, нужно быть внимательным, поскольку есть множество нюансов, которые могут показаться неочевидными, – поясняет агент одной из новосибирских страховых компаний Яна Александрова. – Так, если гаджет вытащили из кармана или сумки в людном месте, в выплате в большинстве компаний могут отказать. Страховка «включается», если устройство похитили из закрытого помещения или автомобиля. Хотя если владелец девайса докажет, что смартфон украли, повредив сумку или карман куртки, выплаты полагаются».
Важно понимать, что страховая компания не выплатит деньги, если владелец сообщит, что телефон утонул, и при этом не сможет предоставить повреждённый водой гаджет. Не возместят ущерб и в связи с потерей информации в оперативной памяти. Также страховые выплаты не предусмотрены при косметических повреждениях, которые не влияют на работоспособность техники, – царапинах и сколах.
Дорогие лапки
Иногда новосибирцы обращаются в страховые компании с вопросами о страховании домашних животных. У многих фирм такой продукт есть, и они предлагают его клиентам, однако важно быть очень внимательным при его оформлении и тщательно изучить все прописанные в страховом документе нюансы.
«У меня есть собака, корги по кличке Самурай, – рассказывает сибирячка Марина Филатова. – Через некоторое время после покупки пса я застраховала его от несчастных случаев. Однажды, когда я попросила погулять с нашим Самураем подругу, на прогулке на него напала большая бродячая собака. К счастью, его удалось защитить, на людей дворняжка кидаться не стала, а вот наша собачка пострадала – ухо разорвано, укусы, глубокие царапины. Нам пришлось потратиться на дорогие ветеринарные услуги, курс уколов, а в страховой компании нам отказались компенсировать затраты на лечение пса. Дело в том, что моя подруга не внесена в список людей, которые обычно гуляют с собакой, так что, по условиям договора, страховой случай не наступил».
Страхование животных действительно недостаточно развито в нашем регионе, и на это есть много причин. Зачастую сами желающие застраховать питомца отказываются от этой затеи, понимая, что она может оказаться бесполезной и деньги будут потрачены впустую.
«Можно сказать, что страховые компании продают не столько продукт, сколько обе-щание, – поясняет исполнительный директор Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Василий Зуев. – И только когда оно продано, можно судить о качестве продукта. В нашем регионе не развиты культура и инфраструктура для качественного ухода за домашними питомцами. Поэтому при страховании животных компания оберегает себя от возможных рисков. Так, составляя договор, специалисты прописывают и ограничения. К примеру, какой человек был с животным в момент происшествия, вписан ли он в договор, в каком месте всё случилось – может, это территория, куда запрещён вход с животными, – было ли животное в момент происшествия на поводке. Тогда страховой случай не наступает. Но клиенты крайне редко внимательно изучают договор, а ещё бывает и так, что агент некорректно всё объясняет, а в итоге обратившиеся граждане предъявляют претензии страховой компании, утверждая, что изначально таких условий в договоре не было».
Борьба между бизнесом и потребителем имеет место и в страховании, поэтому, когда специалисты страховой компании устанавливают вероятность наступления страхового случая и страховой тариф, они также прописывают и условия, при которых компания действительно выплатит деньги, а при каких – нет. Для страховщика тоже важно не понести убытки, ведь если во всех случаях покуса питомцев другими животными они будут выплачивать страховую сумму (в среднем в 5–10 раз выше стоимости страховки), то это неизбежно. В большинстве случаев такая страховка - бесполезная трата.
Страховая дисциплина
Начальник юридического отдела ООО «Центр объединения профессиональных юристов» Михаил Шабанов:
– Действительно, по своей природе договор страхования достаточно проработан именно со стороны страховщика. В мировой практике существует множество разновидностей объектов страхования, например, в США возможно застраховать какую-либо часть тела. Но как бы привлекательно не смотрелся договор страхования какого-либо объекта, всегда нужно внимательно ознакомиться как с Правилами страхования, так и с договором страхования. Обычно под договором понимается полис страхования, в котором прописаны существенные условия, например, срок страхования, порядок оплаты страховой премии, стороны договора и т. д. В настоящий момент с учётом сложившейся судебной практики (обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан (утв. Президиумом Верховного суда РФ 27 декабря 2017 г.) приоритет в спорах между страхователями, т. е. потребителями страховых услуг, и страховщиками, остаётся за последними. Соответственно, с одной стороны, это дисциплинирует страхователя в соблюдении условий договора, с другой стороны – позволяет страховщику прописывать условия договора, заведомо не выполнимые для клиента.