Между тем ежегодно по Оби отправлялись на Север тысячи тонн грузов — продовольствие, строительные материалы, бытовая техника и многое другое. Доставка по реке сегодня обходится дешевле, чем другим транспортом. Но сейчас речники бьют тревогу — они говорят о том, что пора объявлять чрезвычайное положение.
Ждем чуда
Причин катастрофически малого притока воды в Обь в этом году несколько. Сухая осень перешла в малоснежную зиму — в горах Алтая и по всему бассейну реки снег едва прикрывал почву. А потом началась засушливая весна. Начальник ГУ «Новосибирского ЦГМС-РСМЦ» Николай ВИРХОБСКИЙ сообщает:
— Осадков на Алтае выпало менее половины климатической нормы. Можно сказать, что ни первой, ни второй волны весеннего паводка в этом году не наблюдалось. Подобная ситуация на Оби была более 160 лет назад. Сейчас, чтобы приток воды в реке нормализовался, необходимо чудо — в горах Алтая в течение месяца должно выпасть три нормы осадков!
Но чуда не происходит. По причине маловодности с началом навигации судоходные компании перевезли на Север около 57% груза по сравнению с тем же периодом 2011 года. А время уходит. Пассажиропоток по сравнению с прошлым годом также снизился — с 5 тысяч до 798 человек.
Пока на нижнем подходном канале новосибирского шлюза глубина не превышает 100 см, что на 50 см ниже нужного для большегрузных судов уровня.
— В былые годы, — рассказывает заместитель директора по финансам ОАО «Новосибирский речной порт» Николай КУСОВ, — теплоход вел две баржи полной загрузки до Нижневартовска. Нынче баржи загружаются только до половины. Хотя заказов много и договоры заключались задолго до навигации. Но как их выполнить?
Ежегодно большую часть грузов перевозят с мая по июль — в этот период Обь наиболее полноводна. В этом году с 18 июня ситуация стала более жесткой — сброс воды в нижний бьеф реки уменьшился. Как пояснил главный специалист-эксперт Верхне-Обского бассейнового водного управления Владимир МАЛЬЦЕВ, приоритетная задача гидрологов — заполнить чашу водохранилища, чтобы обеспечить водой города Новосибирск и Бердск зимой. Таким образом, река становится проходимой только для мелкотоннажных судов. Хотя, как отмечает заместитель руководителя ФБУ Обского ГБУ Юрий ХОХЛОВ, для разворота навигации в условиях маловодья уже сделали что могли — на мелких местах с помощью земснарядов провели работы по увеличению глубины. Дальнейшее увеличение глубины требует существенных финансовых затрат.
На грани банкротства
Николай Кусов сокрушается: «Убытки будут — это бесспорно. Но сейчас стоит вопрос о том, насколько мы уйдем в минус. Хватит ли средств, чтобы сохранить порт и коллектив?»
До сих пор новосибирский порт (у государства 25% его акций), исправно отчислял налоги во все уровни бюджета. На сегодняшний день здесь трудится 642 человека, в основном квалифицированные специалисты. Если порт обанкротится и коллектив придется сокращать, потом вряд ли удастся все восстановить: специалисты, например судоводители, скорее всего или уедут в Томск, или вообще не будут работать по специальности. Уже в прошлом году большая часть новосибирского флота перебазировалась севернее. Сейчас ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» находится в Томске.
Переживет ли этот тяжелый год новосибирский речной порт?
— Ситуация, — считает Николай Кусов, — чрезвычайная. Самостоятельно, без господдержки, нам вряд ли удастся выжить. Сейчас судьба порта и более чем 640 сотрудников в руках государства. Нам очень нужна рассрочка по уплате за кредиты, а также по налогам и сборам.
На самом деле положение новосибирского речного судоходства сейчас отчаянное. Есть все основания, чтобы официально признать его чрезвычайным. И несмотря ни на что сохранить.