Примерное время чтения: 5 минут
1583

В этом году Обь обмелела как никогда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. «Аргументы и Факты на Оби» 20/06/2012
Фото: Елены ИВАНОВОЙ

   Между тем ежегодно по Оби отправлялись на Север тысячи тонн грузов — продовольствие, строительные материалы, бытовая техника и многое другое. Доставка по реке сегодня обходится дешевле, чем другим транспортом. Но сейчас речники бьют тревогу — они говорят о том, что пора объявлять чрезвычайное положение. 

   Ждем чуда

   Причин катастрофически малого притока воды в Обь в этом году  несколько. Сухая осень перешла в малоснежную зиму — в горах Алтая и по  всему бассейну реки снег едва прикрывал почву. А потом началась  засушливая весна. Начальник ГУ «Новосибирского ЦГМС-РСМЦ» Николай  ВИРХОБСКИЙ сообщает:

    — Осадков на Алтае выпало менее половины климатической нормы.  Можно сказать, что ни первой, ни второй волны весеннего паводка в этом  году не наблюдалось. Подобная ситуация на Оби была более 160 лет  назад. Сейчас, чтобы приток воды в реке нормализовался, необходимо  чудо — в горах Алтая в течение месяца должно выпасть три нормы  осадков! 

   Но чуда не происходит. По причине маловодности с началом навигации судоходные компании перевезли на Север около 57% груза по сравнению с тем же периодом 2011 года. А время уходит. Пассажиропоток по сравнению с прошлым годом также снизился — с 5 тысяч до 798 человек. 

   Пока на нижнем подходном канале новосибирского шлюза глубина не превышает 100 см, что на 50 см ниже нужного для большегрузных судов уровня. 

   — В былые годы, — рассказывает заместитель директора по финансам ОАО «Новосибирский речной порт» Николай КУСОВ, — теплоход вел две баржи полной загрузки до Нижневартовска. Нынче баржи загружаются только до половины. Хотя заказов много и договоры заключались задолго до навигации. Но как их выполнить? 

   Ежегодно большую часть грузов перевозят с мая по июль — в этот период Обь наиболее полноводна. В этом году с 18 июня ситуация стала более жесткой — сброс воды в нижний бьеф реки уменьшился. Как пояснил главный специалист-эксперт Верхне-Обского бассейнового водного управления Владимир МАЛЬЦЕВ, приоритетная задача гидрологов — заполнить чашу водохранилища, чтобы обеспечить водой города Новосибирск и Бердск зимой. Таким образом, река становится проходимой только для мелкотоннажных судов. Хотя, как отмечает заместитель руководителя ФБУ Обского ГБУ Юрий ХОХЛОВ, для разворота навигации в условиях маловодья уже сделали что могли — на мелких местах с помощью земснарядов провели работы по увеличению глубины. Дальнейшее увеличение глубины требует существенных финансовых затрат.  

   На грани банкротства 

   Николай Кусов сокрушается: «Убытки будут — это бесспорно. Но сейчас  стоит вопрос о том, насколько мы уйдем в минус. Хватит ли средств, чтобы  сохранить порт и коллектив?» 

   До сих пор новосибирский порт (у государства 25% его акций), исправно  отчислял налоги во все уровни бюджета. На сегодняшний день здесь  трудится 642 человека, в основном квалифицированные специалисты. Если  порт обанкротится и коллектив придется сокращать, потом вряд ли  удастся все восстановить: специалисты, например судоводители, скорее  всего или уедут в Томск, или вообще не будут работать по специальности. Уже в прошлом году большая часть новосибирского флота перебазировалась севернее. Сейчас ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» находится в Томске. 

   Переживет ли этот тяжелый год новосибирский речной порт? 

   — Ситуация, — считает Николай Кусов, — чрезвычайная. Самостоятельно, без господдержки, нам вряд ли удастся выжить. Сейчас судьба порта и более чем 640 сотрудников в руках государства. Нам очень нужна рассрочка по уплате за кредиты, а также по налогам и сборам. 

   На самом деле положение новосибирского речного судоходства сейчас отчаянное. Есть все основания, чтобы официально признать его чрезвычайным. И несмотря ни на что сохранить. 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах