Антитабачный закон в стране запрещает такую торговлю. Нарушителям грозят серьёзные штрафы, но предприниматели нашли прореху в законодательстве.
Никого не боятся?
Участок улицы Титова неподалёку от Ленинского рынка – место оживлённое. Возле остановок транспорта, по обе стороны от дороги, целых восемь киосков. В витринах многих красуется скромная, но заметная издалека наклейка: «Табак».
Подхожу к киоску. В ответ на вопрос о законности торговли табаком окошечко мгновенно закрывается. Через минуту появляется хозяин торговой точки. Представляется Гафаром. Узнав, что я не из проверяющих органов, не может сдержать облегчённого вздоха.
«Я законов никаких не нарушаю, – убеждает он. – Вот здесь три точки мои как павильоны зарегистрированы. Везде дверь установлена, чтобы клиент зайти внутрь мог, – значит, можно сигаретами торговать. Почему через окошко торгуем? Так зима ведь. Холодно!»
Табак вернулся в уличные точки продаж благодаря изменениям в антитабачном законе. Изначально сигаретами в киосках разрешалось торговать лишь в тех населённых пунктах, где отсутствуют магазины. В последней же редакции закона табак разрешено продавать не только в магазинах, но и в павильонах.
«Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест, – разъясняет Марина ДАУКШТ, юрист Сибирского правового агентства. – Если киоск соответствует признакам, которые указаны в законе, а также находится на достаточном расстоянии от детских дошкольных, образовательных и медицинских учреждений, то препятствий к торговле табаком нет».
Возрождение уличной торговли табаком идёт по всей стране. Федеральные законодатели всерьёз озабочены и намерены в скором времени внести очередные правки в антитабачный закон. «Павильонная» лазейка закроется, но не найдут ли хитроумные предприниматели новую?
Что важнее?
Различные уловки владельцы киосков пускают в ход не просто так. Бизнесу надо выживать. Так, например, именно табак приносит продавцам-киоскёрам до пятидесяти процентов общей прибыли. Неслучайно большинство киосков в Новосибирске закрылись сразу после того, как в них запретили торговлю пивом и сигаретами. Без этого ассортимента уличная торговая точка нерентабельна.
Споры вокруг киосков ведутся уже несколько лет. Бизнес уверен: такой формат востребован и нужен.
«Да, где-то киоски архитектуру портят на центральных улицах, – убеждён Олег Чебаненко, директор Ассоциации предпринимателей города Бердска. – Но в кварталах они просто необходимы. Причина простая и банальная: неужели за той же пачкой сигарет человек пойдёт в супермаркет, чтобы отстоять там очередь? Или со смены человек идёт ночью. Неужели до девяти утра будет ждать, чтобы купить пачку печенья, чай, хлеб? И потом – экономическая составляющая. Каждый киоск – три работника. Сто киосков закрылось – умножаем на три. Куда все эти люди пойдут?»
С другой стороны, претензий к владельцам киосков остаётся немало: продажа алкоголя и табака «из-под полы», контрафактные товары, самострой.
И пока власть и малый бизнес ищут точки взаимопонимания, будущее уличной торговли остаётся туманным, а в киосках, которые теперь называют павильонами, продолжают продавать табак.