Первые весоповерочные вагоны были разработаны в конце 1940-х годов для обеспечения верности и точности показаний вагонных весов при механизации процесса поверки. Весоповерочный вагон типа 188-ВПВ построен в 1952 году на Днепродзержинском вагоностроительном заводе имени газеты «Правда». Вагон создан на базе четырехосной универсальной платформы модели 13-401. Масса брутто составляет 77 тонн.
Такие вагоны дополнительно были оборудованы приводом передвижения вагона и могли самостоятельно перемещаться на расстояния 25 – 30 метров от грузоприемной платформы вагонных весов. Поэтому и профессия работника, управляющего вагоном, стала называться «Машинист самоходного весоповерочного вагона».
Уникальность музея заключается в том, что в отличие от других подобных музеев в стране и мире, где собирается в основном техника одного направления, здесь было решено собрать различные сохранившиеся образцы технических средств, находивших применение на железнодорожном транспорте.