Хоть пешком
Новосибирские автолюбители с проблемой контрафактного бензина сталкиваются уже не первый год. Но сейчас она встала особенно остро: после заправки многие машины «отказываются» везти своих владельцев и отправляются на длительный ремонт.
При этом некачественное топливо может оставить водителя «без колёс» на несколько недель. Так, к примеру, произошло с новосибирцем Антоном Ковалевским.
«Месяц назад мы с семьёй отправились в тур по городам России на машине, – рассказывает мужчина. – Заправившись на попутной АЗС, двинулись по направлению к Москве и через три часа остановились, чтобы перекусить. Смеялись, фотографировались, строили планы, а когда снова собрались ехать, машина не завелась. Автомобиль новый, иномарка, только полгода назад я забрал его из автосалона».
Несколько часов сибиряки пытались найти причину поломки, но все показатели были в норме. К сожалению, семейный отдых закончился для них, не успев начаться, – пришлось вызывать эвакуатор. В автосервисе им сказали, что дело в контрафактном бензине: он в первую очередь «съедает» свечи и компоненты топливной системы. При этом на СТО заключений о качестве топлива не дают, для этого нужна специальная экспертиза. Если факт поломки из-за бензина подтверждается, пострадавшая сторона может обратиться в суд и требовать компенсацию ущерба от недобросовестной АЗС. Но так как ремонт машины стоил для Антона недорого (хоть и шёл долго), мужчина решил обойтись без шума.
«Теперь заправляюсь только на знакомых АЗС. А мои друзья, живущие на границе с Казахстаном, вообще ездят заливать бак только туда: всего 20 километров в пути, зато качество топлива лучше, а цены на него намного ниже», – говорит сибиряк.
Поломка авто по причине поддельного бензина на новосибирских заправках – явление массовое. Как же понять, что машине «не по вкусу» горючее?
Рецепт «лечения»
В министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области о проблеме с контрафактным бензином знают и пытаются её решить. Так, в регионе уже три года действует рабочая группа по незаконному обороту топлива на рынке. С начала 2019 года члены комиссии провели 11 проверок и наложили штрафы в размере 1 млн рублей на поставщиков.
Члены рабочей группы провели мониторинг. Из него следует: доля суррогатного топлива, реализованного в Новосибирской области за полгода, – примерно 10–12%. Особенно часто поддельный бензин заливают в удалённых от мегаполиса районах. Если бы не проверки местных АЗС, доля поддельного бензина была бы больше. Но всё же цель – добиться её значительного снижения. Для этого в нашей области запустили пилотный проект по отслеживанию качества топлива.
«Этот инструмент позволит определять, как и когда топливо превращается в суррогат: на нефтебазе, в ходе транспортировки или в резервуарах АЗС, – рассказал министр регионального минпромторга Андрей Гончаров. – Система будет автоматически отслеживать все этапы движения топлива и позволит понять, какую итоговую смесь заправляет автовладелец на АЗС. Проект отслеживания на топливном рынке – хороший пример, когда легальный бизнес выступает активным союзником регуляторов».
Новосибирская область войдёт в первую волну регионов по внедрению новой системы с 2020 года. И есть надежда, что автомобилистам больше не придётся восстанавливать свои машины после некачественного топлива.
Что делать?
Руководитель юридического департамента Алексей Аржанников:
– Можно написать претензию руководству АЗС. С их стороны разумно до суда урегулировать её и компенсировать убытки, чтобы сохранить репутацию. Также убытки можно взыскать в судебном порядке. Но суду необходимо представить доказательства факта заправки низкопробным топливом. Таким доказательством может быть только экспертиза бензина. Также обязательно предоставить чек, выданный кассиром после оплаты заправки. Именно поэтому я рекомендую автовладельцам не выбрасывать его, пока залитое в бензобак топливо не израсходуется.