На одном крыле
Реставрационную площадку посетил Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор: «Трудно переоценить значение этой работы и для ребят — учащихся колледжа, и для города. Это не только увлекательная исследовательская работа, интересная практика, но и великолепный урок истории. Отрадно, что мы умеем хранить память, что наша молодёжь сознаёт себя наследниками победителей».
ЯК-9, вернее, то, что от него оставалось, в декабре 2013 г. в колледж привёз Владимир ШУМИЛОВ, доцент кафедры правовых и социальных наук Сибирского государственного университета геосистем и технологий. Он нашёл разрушенный самолет в посёлке Коченёво на одном из военных аэродромов, принадлежащих заводу им. Чкалова. Именно на заводе им. Чкалова производили такие самолеты в годы Великой Отечественной войны.
«Носовая и хвостовая части у машины отсутствовали. Одно крыло сохранилось на 15%, другого не было вовсе», — вспоминает Сергей СИНЕКОВ, заведующий учебно-производственным отделением НТК им. Покрышкина.
История конкретно этого самолета, его боевой путь, к сожалению, неизвестны. Год выпуска ни на одной из сохранившихся деталей не обозначен. Ребята, принимавшие участие в реставрации, говорят, что на корпусе они видели следы пуль. Возможно, этот ЯК-9 воевал на фронтах Великой Отечественной. А может, получил повреждения на «секретной» корейской войне 1950-1953 гг.
«Реставрируемая нами машина однотипна самолёту ЯК-9, который в 1942 г. построили рабочие Чкаловского завода на средства, собранные новосибирцами. Самолёт передали в дар Герою Советского Союза, нашему земляку Александру Покрышкину», — объясняет Анатолий КОЗЛОВ, старший мастер.
Строить настоящие самолеты
Восстанавливали «всем миром». Заводы «Элсиб» и «Труд» предоставили металл для изготовления новых деталей взамен разрушенных. Чкаловский завод поставил в колледж 2 тыс. оригинальных заклепок. Финансировался проект за счёт средств спонсоров и самого колледжа.
На реставрации работали более 100 учащихся колледжа — со всех курсов и всех специальностей. Старший мастер рассказывает, как ребята тянули руки, желая пройти практику на реставрации самолёта. За этот период успеваемость и дисциплина заметно подтянулись — ведь брали достойных.
Александр КИРИЛЛОВ, первокурсник, авиацией увлекается с детства. От бумажных самолётиков, какие делает каждый мальчишка, пришёл к серьёзному спорту — авиамоделизму. После колледжа собирается работать на заводе им. Чкалова — строить настоящие самолеты.
В период реставрации на экскурсию в колледж водили детсадовцев, школьников, курсантов кадетского корпуса. Все экскурсанты уходили под впечатлением. Теперь оригинальные детали самолета, повреждённые войной и временем, можно будет увидеть в музее колледжа.
Работы почти закончены. Ко Дню Победы раритетную крылатую машину переместят из мастерской на территорию колледжа и в торжественной обстановке установят на постамент.