Примерное время чтения: 8 минут
4140

Вакцина есть, денег нет. Почему о лекарстве от СПИДа знают только ученые

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ на Оби 09/04/2014
Елена Иванова / АиФ

В Новосибирской области сейчас официально зарегистрировано 21 110 случаев ВИЧ­инфицированных, сообщает региональный «Центр СПИД».

Эта проблема коснулась и семьи  читательницы АиФ-Новосибирск Натальи Борисовой (имя изменено). Женщина рассказала, что её внук ВИЧ­-инфицирован. Она слышала, что новосибирские учёные разработали лекарство, способное победить это страшное заболевание (известно, что ВИЧ, попадая в организм, ослабляет иммунитет).  Наталья просила узнать, существует ли лекарство от этого вируса?

Вакцина уже есть?

За разъяснениями редакция обратилась к научному сообществу. Научно­производственная фирма «Исследовательский центр» из Кольцово уже более 20 лет занимается созданием технологий, способных усиливать иммунную систему человека, страдающего от иммунодефицита.  Александр Леляк, директор «Исследовательского центра», рассказал, что в Кольцово разработан пробиотик, который состоит из природных штаммов бактерий. Эти штаммы устраняют причину многих заболеваний, даже таких серьёзных, как гепатит и СПИД.

«В составе препарата — микроорганизмы рода Bacillus (бактерии, выделенные из почвы в экологически чистом районе Сибири. — Ред.), — рассказывает Александр Иванович. — Они подавляют рост и развитие вредоносных бактерий и грибов и поддерживают иммунитет в оптимальном состоянии во время заражения многими вирусами, включая ВИЧ­инфекцию».

По словам учёного, лечение штаммами — это нетрадиционный подход к оздоровлению организма. Он идёт вразрез с официальной медициной.

В Новосибирском институте органической химии им. Н. Н. Ворожцова СО РАН (НИОХ) совместно с Научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор» разрабатывали лекарства от ВИЧ­-инфекции. Учёные пояснили, что низкотоксичные препараты, которые создавались в институте, могли бы на 10–15 лет продлить жизнь заражённых смертельным вирусом. Но сейчас надеяться на скорое появление на прилавках аптек изобретения не приходится — внедрение очередной научной разработки пошло по обычному сценарию: исследования нового препарата прекратились из-­за нехватки финансирования.

Чтобы получить лекарство от ВИЧ-инфекции, необходимо финансирование. Фото: Елена Иванова / Елена Иванова

Эльвира Шульц, заведующая лабораторией медицинской химии НИОХ СО РАН, один из создателей лекарства, пояснила: «Мы разрабатывали некое соединение химических веществ, которое может бороться с такими серьёзными заболеваниями, как ВИЧ. Нам удалось получить патент на изобретение. Оно оказалось достаточно эффективным ингибитором (вещество, которое замедляет или предотвращает течение каких­либо химических реакций — Ред.),  но его исследования будут возможны при наличии финансирования. Сейчас пока мне известно о различных иммуноподдерживающих веществах для больных СПИДом, которые в мире активно разрабатываются и продаются. Но лекарство должно разрушающе действовать на «мишень», то есть на поражённые клетки организма. Чтобы продолжить исследования, сибирским учёным  необходима серьёзная финансовая поддержка. Нельзя бросать на полпути достигнутые результаты, нужно дальше заниматься разработкой антиВИЧ­препаратов».           

Центры поддержки

Пока учёные ищут возможности найти вакцину от болезни века, люди, живущие с ВИЧ­инфекцией, пытаются помочь себе сами. Часто они объединяются в группы — так легче перенести бремя заболевания. Некоторые анонимно находят себе подобных в социальных сетях. А некоторые обращаются за поддержкой в  центры помощи.

В регионе более 20 тысяч ВИЧ-инфицированных. Фото: www.globallookpress.com

Надежда Василец, координатор проекта «Право на здоровье», рассказывает: «На базе Новосибирской городской общественной организации «Гуманитарный проект» уже много лет существует группа взаимопомощи. В неё приходят ВИЧ­инфицированные люди за консультацией и поддержкой. Они хотят жить нормальной жизнью: иметь друзей, семью, работу. Но преодолеть изоляцию бывает сложно. Для этого лучше всего начать общаться и обсуждать проблему с теми, кто попал в такую же ситуацию. Здесь никто не будет осуждать. В группе взаимопомощи можно получить консультации: узнать, есть ли ограничения для ВИЧ­инфицированных? К какому специалисту пойти лечиться и т. д.?»

Практика многих психологов показывает, что жить с диагнозом ВИЧ можно. Юрий Жильцоы, врач­-нарколог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, рассказывает: «В моей практике был случай, когда человек, узнав, что его партнёр ВИЧ­инфицирован, специально заразился от него, чтобы быть таким же, разделить его участь! Это, конечно, редкий случай! Но это всё­таки своего рода подвиг  — пойти на такое, чтобы сохранить пару! Был и другой случай: человек, не догадываясь о своём заболевании, заразил партнёра. И впоследствии страдал из-за этого. Но пара тоже решила сохранить семью и быть вместе».

Мнения экспертов

Сергей Герлиц, председатель правления региональной общественной организации защиты прав и реабилитации бывших заключённых и ВИЧ-инфицированных людей «Возрождение жизни»:

Многие люди, когда узнают в центрах ВИЧ о том, что они инфицированные, не обращаются за помощью к врачам поликлиник. Они боятся, что медики нарушат врачебную тайну. Действительно, доступ к карточкам, в которых указан диагноз, имеет практически любой работник больницы: и врач, и регистратор, и даже технический персонал. Получается, что кто угодно может ознакомиться с перечнем заболеваний пациентов. Даже в большом городе слухи распространяются быстро, что уж говорить про  сельскую местность! Люди до сих пор мало что знают про ВИЧ, ходит немало мифов, и поэтому многие начинают насторожённо относиться к носителям ВИЧ-инфекции. Даже если этот человек не наркоман и никогда не был замечен в сомнительных связях, всё равно к нему относятся с предубеждением. Часто медицинские работники в деревнях, узнав о том, что кто-то из соседей стал ВИЧ-инфицирован, рассказывают об этом своим родственникам, якобы предостерегая их. Но такой врач или фельдшер до конца не понимает, какую ответственность он несёт за это! Он даже не представляет, какую травму он наносит человеку, которому и так тяжело. Если вокруг  будут знать о его диагнозе, то станут воспринимать его как прокажённого.     

Я обращался в мэрию города Новосибирска с предложением внести закон о том, чтобы у заключённых при освобождении из тюрем принудительно исследовали кровь на ВИЧ-инфекцию. Ведь не секрет, что в местах лишения свободы многие пользуются одними бритвенными станками, а ВИЧ-инфекция может передаться с кровью. Или если у человека кровоточат дёсны и в столовой плохо помыли приборы, которыми он пользовался, есть риск передать инфекцию другому заключённому. Если бы освободившиеся из исправительных колоний знали о том, что у них вирус иммунодефицита, то многие из них отношения с женщинами строили бы уже по-другому. 

кстати
Пройти тест на ВИЧ-инфекцию можно бесплатно в любой государственной клинике. При желании это можно сделать анонимно. Также пройти тест на ВИЧ-инфекцию и проконсультироваться у специалистов можно по адресу: ул. Широкая, д.15, с понедельника по пятницу с 8.00 до 14.00 часов.

Наталья Шульгина, начальник отдела организационно­методической работы «Центр-­СПИД»:

В Новосибирской области, как и во всей стране, ежегодно увеличивается количество новых случаев заболевания ВИЧ­инфекцией. Только за 2013 год в России зарегистрировали около 78 тысяч новых случаев! В НСО за тот же период обнаружили 3795 случаев заражений вирусом. Это больше на 23%, чем за 2012 год. Всего в России, по официальным данным, около 800 тысяч людей, живущих с ВИЧ­инфекцией. Но по неофициальной информации, — эта цифра может быть в 2–3 раза больше! Ведь часть людей, которые узнают о своём диагнозе, не становятся на учёт в Центре СПИД НСО. Примерно 10–20% больных, зная о том, что они ВИЧ­положительны, отказываются от диспансерного наблюдения и своевременного лечения. Это, как правило, наркозависимые и асоциальные личности.

В основном носители вируса — люди трудоспособного возраста от 20 до 40 лет. Раньше это заболевание было присуще в основном молодёжи. Но сейчас всё изменилось: сама болезнь и её носители повзрослели. Пик наркомании в России пришёлся на конец 90­х – начало нулевых годов, тогда основным путём инфицирования было внутривенное введение наркотических средств. В последние 5 лет отмечается рост числа лиц, инфицированных половым путем. Молодёжь также в группе риска. Но среди молодого поколения сейчас значительно меньше случаев заражений, чем 15 лет назад. По всей стране наблюдается генерализация болезни – ВИЧ­инфекцией болеют не только наркоманы, лица с беспорядочными половыми связями, но и вполне нормальные люди, у которых  есть семья и работа. Удельный вес таких граждан  увеличился с 3% в 2008 году до 36% в 2013 году. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах