Примерное время чтения: 7 минут
100

Какой имидж нужен Новосибирску

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ на Оби" 27/07/2011

До 2020 года на реализацию проекта планируется потратить 360 миллионов рублей из бюджета города, а это деньги налогоплательщиков.

О том, какой имидж нужен Новосибирску, мы беседуем с одним из разработчиков программы, директором крупной рекламной компании Александром ФИЛЮРИНЫМ.

— Александр Сергеевич, почему именно вокруг этой программы разгорелись такие жаркие споры?

— Потому что есть несколько сфер деятельности, в которых «разбираются» все — это политика, педагогика, медицина. Реклама тоже относится к этой категории. Все видели рекламу, поэтому все считают, что знают, как ее нужно делать. У американских военных на этот счет есть поговорка: «Любой штатский готов командовать сухопутным полком, но никакой штатский не рискнет встать к штурвалу корабля». Так и у нас — любой готов командовать. При этом командные решения часто принимаются по наитию.

— Оппоненты программы говорят, что не нужно тратить бюджетные деньги на разработку имиджа в то время, как у нас не хватает детских садов и пенсионеры стоят в пикетах. Какова ваша позиция?

— Я, как человек рыночный, могу привести формулу: если от какого-либо проекта вы хотите получить выручку в размере числа икс, то 10% от числа икс вы должны потратить на рекламу. Наша задача — как можно выгоднее «продать» город, чтобы получить поступления в городской бюджет, из которого в конечном итоге финансируются льготы и строительство детских садов. Под выражением «продать город» я подразумеваю успешное продвижение за пределы мегаполиса товаров и услуг, которые здесь производятся. Таким образом, если мы хотим зарабатывать деньги на городе, мы должны его рекламировать. Разумеется, можно тратить все бюджетные деньги на льготы. Но в этом случае деньги рано или поздно закончатся, а наш город так и останется с имиджем города пенсионеров, который сформировался благодаря телепроекту «Наша Раша».

Как поспорить с «Нашей Рашей»?

— Можно ли сломать этот стереотип?

— Можно. Причем на это не обязательно тратить колоссальные средства. Кавээнщики, в том числе и наши, новосибирские, есть повсюду, особенно в подобных телепроектах. Просто прийти к ним и сказать: ребята, а давайте введем в ваши передачи новых персонажей, например, сибирских ученых, студентов, молодых новаторов. Возможно, за это нужно будет сколько-нибудь заплатить, но не думаю, что слишком много. Когда я высказал эту идею у нас в Новосибирске, то некто из депутатов заявил менторским тоном, что Новосибирск — город четырех академий, а я здесь толкую про «Нашу Рашу» — дескать, несерьезно. Но ведь дело в том, что «Нашу Рашу» смотрят все, а про четыре академии, расположенные в Новосибирске, за пределами нашего города не знает никто.

— Давайте назовем какие-то кластеры, которые есть смысл продвигать в рамках формирования положительного имиджа.

— В нашем городе более 40 вузов, в которых учатся 60 тысяч студентов. Образовательные услуги приносят ежегодно порядка 5 миллиардов рублей — это 1,25% регионального валового продукта. При этом никто до сих пор не подсчитывал, сколько в Новосибирске иногородних студентов, но что их много — это точно. И я не сомневаюсь: если мы проведем рекламную кампанию наших вузов в других городах, эта сфера будет приносить 10 миллиардов дохода. Торгово-развлекательный клас­тер — тоже весьма перспективное направление. Уже сейчас из соседних городов организуются шоп-туры в наш самый большой торговый центр. И на них аншлаг! Отличная идея — построить аквапарк рядом с зоопарком. А если там еще будет какой-нибудь диснейленд и неподалеку гостиница, где туристы смогут провести ночь с субботы на воскресенье, наш город имеет все шансы стать туристической Меккой Сибири.

Почему мышки не станут ежиками

— Продолжая тему образования. Когда несколько лет назад правительство выбирало базу для открытия Сибирского федерального университета, все были уверены, что этой базой станет Новосибирск. В конечном итоге федеральный университет появился в Красноярске. Столицей инноваций в общественном мнении россиян считается Томск. Причина того, что мы проигрываем другим городам, — имидж или какие-то иные обстоятельства?

— Имидж. Я уже говорил, что мы с нашей программой опоздали. Почему федеральный университет появился в Красноярске? Потому что в Министерстве образования открыли, к примеру, журнал «Форбс» и посмотрели рейтинг мэров и губернаторов. Про наших там было написано, что они — бывшие советские функционеры. А губернатор Красноярского края Хлопонин — человек бизнеса, которому можно доверить государственные деньги и он из них сделает еще больше денег.

Эта ситуация имеет тенденцию к повторению. Ведь все города обращаются в федеральный центр по поводу выделения средств на строительство дорог и дорожных объектов, открытие технопарков и университетов. Как Москва решает, кому дать, а кому нет? Значительную роль здесь играет имидж.

— Тема сувениров и неформальной символики города, на разработку которой планируется потратить более 14 миллионов бюджетных рублей, вызвала бурную полемику. Были высказывания о том, что это вообще несерьезно.

— В ходе работы над программой мы изучили опыт формирования имиджа таких городов, как Нью-Йорк, Берлин, Амстердам и многих других.

В майках с символикой Нью-Йорка ходит полмира. Но я очень сомневаюсь, что кто-то, кроме радикально настроенных патриотов, купит майку с примитивным изображением нашей часовни или унылым Городовичком. Символика должна быть попсовой, она должна цеплять, и для того чтобы ее разработать, нужно привлекать серьезных дизайнеров. Если им удастся сделать попсовую символику, то только на продаже лицензий можно будет зарабатывать очень большие деньги.

— Но ведь не все задачи можно решить с помощью даже самой хорошей имиджевой рекламы?

— Есть анекдот про то, как мышки пришли к филину и пожаловались, что их все едят — волки, лисы, шакалы. Филин посоветовал им стать ежиками. Мышки обрадовались — ведь ежиков никто не ест, они колючие. Но после эйфории вернулись к филину и спросили, а как им стать ежиками. На что филин ответил: что вы пристаете со всякой ерундой, я не тактик, я — стратег. Это я к тому, что некоторые цели недостижимы и бессмысленно их обозначать.

Программа формирования имиджа Новосибирска в ее сегодняшнем виде — результат очень больших компромиссов. Там еще много противоречий. И тем не менее я убежден, что работу по формированию имиджа города надо начинать как можно быстрее, чтобы не оказаться в положении мышек из этого анекдота. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах