Времена, когда цеха компании были заполнены людьми до отказа, ушли в прошлое. Сегодня рабочих рук здесь требуется все меньше, а те, что остались, в основном трудятся в полную силу всего два-три дня в месяц. Зарплата мизерная, но даже ее вовремя не выплачивают.
Больше половины производственных площадей завода сегодня сдаются в аренду. В цехах по вязанию перчаток, изготовлению ворса и сборке предохранителей — один-два человека.
— Раньше работу давала оборонная отрасль, все этажи нашего здания были заполнены людьми. Сейчас если один этаж наберется, то хорошо, — говорит, собирая метлу на ощупь, Александр Гензе. — Кстати, сегодня в цехе нас много: скоро начнут падать листья, и понадобятся метелки, поэтому работаем в полную силу. Однако чтобы получить в конце месяца хотя бы пять тысяч рублей, нужно трудиться по десять часов в день.
Многие наши работники не могут себе этого позволить: приезжают-то сюда из всех районов области, только на дорогу у некоторых уходит по два часа. В результате получают по 2–3 тысячи в месяц. Но даже эти гроши задерживают — за июнь еще не выплатили.
А вот руководство предприятия публичную акцию не поддержало: боятся спугнуть последних клиентов. Коммерсантам ведь все равно, у кого покупать продукцию, лишь бы было дешево и исправно.
– Конкуренция сегодня огромная. Иногда, чтобы реализовать продукцию, приходится работать себе в убыток, — сетует Галина РУХЛЯДЕВА, и. о. генерального директора предприятия «Полимерлайн» общества слепых. — Все организации, использующие труд инвалидов, должны получать государственный заказ. Но где там! С нас даже налоги берут, как со всех коммерческих предприятий. А ведь мы тратим приличные суммы на организацию рабочего места инвалида: приобретаем оборудование, устанавливаем голосовое оповещение, бордюры, ориентиры и массу других вещей. Центры занятости на это выделяют средства, но не в достаточном количестве. Поэтому трудимся помаленьку, как можем.
Между тем этот заработок для слепых часто становится единственной возможностью сносного существования. Ольга К. вышла на работу не от хорошей жизни — на ее плечах двое детей и муж-инвалид, который не может работать нигде. Ольгина зарплата позволяла худо-бедно содержать семью. Что будет с детьми, если она потеряет работу, женщина не представляет. А потому готова, так же как и другие попавшие в подобную ситуацию инвалиды по зрению, хоть каждый день стучаться в двери чиновников. Но в прошлый раз к протестующим из мэрии так никто и не вышел…